Памятка молодому специалисту
Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:
- Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
- Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
- Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
- Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
- Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности.
- Дисциплину в классе.
Рекомендации по поддержанию дисциплины
- Придерживаться твердых правил и требований.
- Придя в класс изложить свои требования.
- Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнении установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
- Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
- Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
- Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
- Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.
Памятка молодого учителя
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, что все готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Кто не выполнил? Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Лучше спросите, есть ли вопросы по домашнему заданию. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.
3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
4. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
5. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
6. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
7. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу
Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный этап |
||||
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - Проверка подготовленности помещения к занятию; - Организация внимания школьников; -Раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
|
-Доброжелательны - Кратковременност - Полная готовность класса к уроку; - Быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - Формулирование целевых установок урока и плана работы. |
- Собранность учителя; - Последовательнос - Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; - Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; - Отсутствие многословия. |
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 3.Рапортичка (определение отсутствующих). 4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
1.Установить правильность, полноту и осознан- 2.Выявить пробе-лы в знаниях и способах деятель-ности уч-ся и определить причины их возникновения 3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
1.Выявление степени усвоения заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений)) 2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками 3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления 4.Ликвидация обнаруженных недостатков
|
-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут) -обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; -оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. |
-Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся; -использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отноше-ния учащихся конкретного класса к выполнению д/работы; -создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;
-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения) |
1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательнос 2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям. 3.Постановка доп. вопросов. 4.Проверка д/з под копирку. 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски. 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 7.Разноуровненые самостоятельные работы. 8.Метод обучения с опорой на ошибки. 9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений). 10. «Гирлянда ассоциаций». 11. «Кубики».
|
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
-Сообщение уч-ся цели учебного занятия; - формулирование целей урока вместе с уч-ся; -показ социальной и практической значимости изучаемого материала; -постановка перед уч-ся учебной проблемы; -актуализация субъектного опыта уч-ся. |
-Готовность уч-ся к активной учебно-познавате -формулировка целей урока вместе с уч-ся; -вариантность приемов сообщения темы и целей урока; -преемственность и перспективность в постановке целей урока; -формулировка целей урока в действиях уч-ся; -понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; -сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. |
-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; -умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; -владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценнос -использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета; -умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логич -сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; -отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысло культуры, а также культуры учения; -ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.
|
1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде проблемного задания. 3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологического опроса. 8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредством опоры на последовательнос 11.Составление карт мыследеятельност 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 18.Дополнение реальной ситуации фантастикой
|
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого ма-териала: -существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организацион-ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. |
-Организация внимания уч-ся; -сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); -обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; -обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы) |
-Максимальное использование самостоятельност -если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правиль-ность, полнота, осознанность, действенность, систематич-ность -при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программиро-ванн |
-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; -включение в содержание изучае-мого материала субъективного опыта уч-ся; -учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала; -подача материала логически завершенными частями – блоками; -реализация дифференцированн -осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности; -обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы; -ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; -включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания; -выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; -«сталкивание» ученика с пробле-мами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; -создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.
|
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3. Представление основного материала одновре-менно в словесной, знаково-символич 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационны 5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модуль 7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение) 8. Построение структурно-логич 9. Генетич. Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности 10. Метод целесообразных задач 11. Метод информационной накачки 12. Обучение на концептуальной основе 13. «Мудрые совы» |
5. Этап первичной проверки понимания изученного
1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
|
-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания; -проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий; -выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала; -ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала |
-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; -привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся; -устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока |
-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональ -постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика |
1. Ассоциативный ряд 2. «Пчелиный улей» 3. Опорный текст 4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 5. «Опрос эксперта» 6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 7. «Мудрые совы»
|
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и спосо-бов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепле-ния повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных призна-ков изученных позна-вательных объектов; -организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; -закрепление методи-ки изучения нового материала; -закрепление методи-ки ответа при очеред-редной проверке знаний; -отработка логики алгоритма изученных правил |
-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания) -умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; -умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; -прочность знаний уч-ся |
-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательнос -использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся; -использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; -обеспечение дозированной помощи уч-ся |
1.Использование на уроке взаимообратных задач 2.Составление карты мыследеятельност 3. «Опрос эксперта» 4. «Разбери слово по буквам» 5. Вопросно-ответно 6.«Высокопоставл 7.Структурная модель 8.«Что было бы, если…(человечест 9. «Придумай свои задания» 10.Интеллектуаль
|
7. Этап применения знаний и способов действий
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях |
-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся; -самостоятельнос -углубление знаний и способов действий уч-ся |
-использование системы заданий, предусматривающи -использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях; -использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; -стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; -поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи); -применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символич -использование открытых задач
|
1.Разноуровневые самостоятельные работы 2.Лабиринт действий 3.Проектное обучение 4.Деловая игра 5. «Три цвета – три формы» 6.Вопросно-ответ 7.Учебные станции 8.Рынок возможностей 9.Двойные ассоциации 10. «Цветные шары» 11.Групповая работа 12. «Дебаты «за» и «против» 13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач 14. «Задания по кругу» |
8. Этап обобщения и систематизации знаний
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить уста-новление учся внутрипредметных и межпредметных знаний 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений |
-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; -выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей; -выделение мировоззренчески |
-Построение структурно-логич -использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; -обобщения на различных уровнях: а) понятийном; б) межпонятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; -выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.; -использование обобщающих таблиц
|
1.Метод кооперации 2.Составление карты мыследеятельност 3.Моделирование 4.Построение «дерева» темы 5.Построение «здания» темы 6.«Паучок» 7.Построение блок-формулы 8.Мозговая атака в письменной форме 9.Учебные станции 10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов 11. «Пересечение тем» 12.Рефлексивная позиционная дискуссия
|
9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся 3.Установить причины выявленных недостатков 4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся; -проверка образа мышления уч-ся -проверка сформированности общих учебных умений; -комментирование ответов уч-ся
|
-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности; -активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся; -рецензирование ответов уч-ся |
-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся; -постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; -разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся; -при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельност |
1.Разноуровненые контрольные и самост. работы 2.Текстовые задания 3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 4.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) 6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10. Этап коррекции знаний и способов действий
1.Откорректирова |
-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков |
-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
-Организация деятельности уч-ся: а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок |
1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания «с пропусками» 5.Структурно-лог |
11. Этап информации о домашнем задании
1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
-Информация о д/з; -мотивирование выполнения д/з; -инструктаж по выполнению д/з;
-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы |
-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития; -наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности); -наличие возможности выбора д/заданий |
-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; -соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному -создание условий для выбора уч-ся д/заданий; -подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з. |
1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. 2.Три уровня д/з 3.Задание массивом 4.Особое задание 5.«Необычная обычность» 6.Идеальное задание
|
12. Этап подведения итогов занятия
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся |
-подведение итогов учебного занятия |
-четкость и краткость этапа |
-умение учителя давать качественную характеристику работы класса |
1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими уч-ся |
13. Этап рефлексии
1.Инициировать и интенсифицироват 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения |
-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
-развитие способностей уч-ся к рефлексии; -стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; -реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) |
1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключительна 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло занятие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор- зеркало настроения» 18.«Пейзаж – зеркало настроения» |
ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
- Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
- Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
- Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
- Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
- Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
- Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
- Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
- Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
- Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
- Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
- Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
- Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
- Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
- Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
- В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
- Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
- Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
- Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.