Гимназическая служба примирения
Учащиеся и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать других словами, а не силой.
Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
Лучше понимать сверстников и взрослых.
Учащиеся, пострадавшие от правонарушений, смогут почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят. У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям. Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами.
ЧТО УЧАЩИЕСЯ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Отношения в классе
Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе. Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия с учащимися по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
Педагоги и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ
Появляется возможность конструктивно управлять гимназическими конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию учащихся.
Происходит восстановление душевного равновесия в гимназии.
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм образования и воспитания, социализации учащихся.
Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
Укрепляется роль гимназического самоуправления.
Родители и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и гимназии в результате деятельности службы примирения.