Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Калинковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия»
Сроки реализации: 2019 – 2024
Научные консультанты:
Лукашанец Александр Александрович – первый заместитель директора по научной работе Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси», академик, доктор филологических наук, профессор;
Кадол Федор Владимирович – заведующий кафедрой педагогики Учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», доктор педагогических наук, профессор;
Финькевич Людмила Владимировна – доцент кафедры общей и детской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Попова Татьяна Евгеньевна – старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования», магистр педагогических наук;
Бройко Александр Васильевич – директор Общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».
Тел: 80292535616
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности
ГУО «Ясли сад №22 г.Гомеля»,
ГУО «Ясли сад №49 г.Гомеля»,
ГУО «Ясли сад №111 г.Гомеля»,
ГУО «Ясли сад №150 г.Гомеля»,
ГУО «Ясли сад №153 г.Гомеля»,
ГУО «Ясли сад №170 г.Гомеля»,
ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля»,
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Наровли» Гомельской области
ГУО «Гимназия г.Калинковичи», Гомельской области
ГУО «Ясли сад №15 г.Калинковичи», Гомельской области
ГУО «Средняя школа №2 г.Калинковичи» Гомельской области
ГУО «Средняя школа №4 г.Калинковичи» Гомельской области
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г.Светлогорска», Гомельской области
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Хойники», Гомельской области
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Чечерска», Гомельской области
ГУО «Пригородный ясли-сад Речицкого района» Гомельской области
ГУО «Ясли сад №6 г.п. Корма» Гомельской области
ГУО «Даниловичский детский сад - начальная школа» Ветковского района, Гомельской области
ГУО «Ясли сад № 7 г.Рогачева» Гомельской области
ГУО «Ясли сад №161 г.Гомеля»
ГУО «Ясли сад №7 г.Мозыря»
ГУО «Ясли сад №36 г.Мозыря»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2019 – 2024
Обоснование целесообразности осуществления
инновационной деятельности
Актуальность формирования языковой культуры подрастающего поколения приобретает особую значимость в условиях современного глобального снижения общей и языковой культуры образованных слоев общества в мире и в нашей стране в частности. Отчасти снижение общей языковой культуры вызвано демократизацией жизни современного общества, широким распространением свободной (неподготовленной) публичной речи. Речь на радио и телевидении перестала служить образцом литературной нормы, многие публичные персоны, выступая перед аудиторией, не придерживаются литературных норм, позволяют себе использовать разговорную и просторечную лексику, жаргонизмы и подобное. Допускается использование ненормативной лексики в публичных местах. В наше время стало не стыдно писать с ошибками.
«Языковая сфера жизни любого общества, в том числе белорусского, очень сложная и деликатная. Здесь, в особенности в условиях близкородственного двуязычия, большую роль играют языковые вкусы граждан, сложившиеся стереотипы, нежелание менять языковые привычки. Поэтому требуется осуществить целый комплекс разнообразных мер и действий, чтобы белорусский язык реально занял в нашей жизни то место, которое должен занимать. Для этого необходимо обеспечить лингвистические, правовые, образовательные и социально-психологические условия» (А.А. Лукашанец).
«У белорусского народа замечательная литература, музыка, живопись, архитектура, которые нас питают и которыми мы восхищаемся. Нам дорог наш выразительный язык, который надо беречь, изучать, развивать. Нам оставлена в наследство героическая история, которую необходимо помнить и наполнять новыми свершениями, чтобы с достоинством передать будущим поколениям белорусов. Это драгоценные слагаемые, позволяющие не затеряться среди множества наций и народностей, чувствовать себя единой самобытной семьей, ценить свою свободу и независимость» (А.Г. Лукашенко. Послание белорусскому народу и Национальному собранию. 21 апреля 2017 г.)
В основе снижения общей и языковой культуры подрастающего поколения лежит разрушение традиционных духовно-нравственных норм общества. Преодоление существующих вызовов современности и решение насущных проблем современного общества возможно только на основании традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа.
Сложившаяся социально-культурная ситуация способствует тому, что в настоящее время светское воспитание определяет приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений, воспитание гражданского долга. Актуальным становится сотрудничество государства и Церкви в расширении сфер использования белорусского языка (в т.ч. и как богослужебного). Свидетельством тому является присуждение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви за перевод с оригинальных языков и издание книг Нового Завета на белорусском языке.
Невозможно переоценить роль Православия в формировании национальных языков восточнославянских народов – русских, белорусов и украинцев. Академик А. И. Подлужный был одним из первых, кто призвал ученых сделать переоценку вклада Православной Церкви в развитие нашей культуры, ибо в условиях религиозной нетерпимости сделать это было невозможно.
Распространение христианства среди восточных славян сопровождалось появлением у них оригинальной письменности. Это не отрицалось и ранее, тем не менее, об этом говорилось вскользь, многие явления в этой области или замалчивались, или получали такую интерпретацию, при которой умалялось значение Церкви. Письменность на белорусских землях была широко распространена уже во времена Киевской Руси. Об этом свидетельствует деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского, которого при жизни называли восточнославянским златоустом.
При достаточно широком распространении письменности обязательно возникает вопрос обучения, а, следовательно, и описания языка. До этого, на белорусских землях, как и в Киевской Руси, в качестве учебных использовались богослужебные книги Псалтырь, Часослов, Библия, которые служили и учебниками грамоты, и книгами для чтения. Еще Ф. Скорина в заглавии своей Библии определил ее назначение: «Богу ко чти и людям посполитым ко доброму научению».
«Ф. Скорина внес значительный вклад в разработку белорусского литературного языка. Огромная заслуга Ф. Скорины перед своим народом и всем славянским миром в том, что он закрепил белорусский язык в высокой литературе европейского и всемирного значения – Библии – как язык равноправный, «божественный», рядом с классическими каноническими латинским, греческим и древнееврейским языками» (П.Г. Чигринов).
Беларусь относится к таким государствам, этнический состав которых формировался на протяжении многих веков. Для белорусских земель исторически всегда была характерна многонациональность населения, многоконфесиональный, многокультурный уклад жизни. Здесь всегда жили наряду с титульной нацией белорусов поляки, русские, украинцы, литовцы, евреи, татары и представители других народов. Религиозные, культурные и этнические различия между представителями разных национальностей и конфессий всегда были достаточно глубоки.
Все исторически традиционные для Беларуси религии (православие, католичество, Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам) формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусского народа, его национальный менталитет. При этом Православие являлось и является религией большинства населения нашего Отечества, культурообразующей религией белорусов, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
«Исторически сложилось так, что Беларусь стала гостеприимным домом, где можно познакомиться с культурой, обычаями многих народов... Такое культурное, религиозное многообразие является не яблоком раздора, как в других точках планеты, а служит взаимному обогащению. Этого удается достигнуть благодаря взвешенной, целенаправленной политике государства… Для всех Беларусь стала примером миролюбия, толерантности, межнационального братства. И здесь мы должны выразить искреннюю признательность всем религиозным конфессиям, представителям национальных диаспор, которые своей конструктивной, гуманистической позицией консолидируют белорусское общество» (Послание Президента РБ А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г.).
За годы государственного суверенитета нашей страны Белорусская Православная Церковь внесла значительный вклад в развитие белорусского языка. Сегодня общедоступным является канонический текст Нового Завета на современном белорусском языке, тексты церковных богослужений. Во многих храмах Республики Беларусь ведется проповедь на белорусском языке, в каждой епархии есть храмы, где на белорусском языке идут богослужения. На наших глазах идет процесс создания современного богослужебного белорусского языка.
«На современном этапе самым важным и актуальным для расширения сферы использования белорусского языка становится образовательный аспект. Каждый ученик, оканчивая школу, обязан владеть двумя государственными языками настолько, чтобы свободно пользоваться ими в любой сфере, а выпускник вуза – свободно осуществлять свою профессиональную деятельность. Особенно это касается педагогов. Для должностных лиц владение двумя государственными языками должно стать непременным условием профессиональной подготовки. Разумеется, чтобы ситуация изменилась, следует расширить белорусскоязычную среду» (А.А. Лукашанец).
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь о деятельности системы дошкольного образования в 2018/2019 учебном году, актуальной является организация полиязычного пространства в учреждениях дошкольного образования.
Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь» руководители и педагогические работники системы образования должны владеть белорусским и русским языками.
Одним из главных достижений в период дошкольного детства является овладение языком. Дошкольное воспитание, являясь первым звеном общей образовательной системы, закладывает основы языковой культуры личности. Язык – это не только средство социального взаимодействия, номинации действительности, устройство интеллектуальной деятельности, рефлексии, самовыражения, саморегуляции и социализации личности, но и воплощение культурных и исторических ценностей народа. Язык также выступает основным механизмом этногенеза (принадлежность при рождении к какой-либо нации), где за ней закрепляется сигнификативная функция, иначе говоря, язык служит знаком для национальной идентификации. Языковая личность формируется неразрывно, сначала под воздействием развивающего потенциала языковой среды, а затем и специально организованного обучения. Уже у ребенка раннего возраста, который овладевает первыми словами, формируется первичная языковая картина мира, оформляется индивидуальная система знаковых символов, возникает способность оперировать ими. Происходит первоначальное становление языковой личности. Вместе с языком, который сам по себе имеет яркое национальное проявление, в мышлении человека участвуют «другие формы национальной жизни, национального образа мира, традиций, трудовых навыков, верований». Очень важно научить сегодняшних детей с уважением относиться к белорусскому языку, а также бегло на нем говорить. Они мало слышат родной язык в широком обиходе, а потому имеют бедный словарный запас, их речь находится под влиянием русского языка. Обучение родному языку в Беларуси осуществляется в специфической социолингвистической ситуации, которую можно характеризовать как русско-белорусское близкородственное двуязычие (билингвальное образование), где белорусский язык только начинает занимать место, которое принадлежит ей по праву. К сожалению, современная семья не является ни носителем, ни хранителем белорусского языка, а также и культуры. Именно учреждение дошкольного образования призвано возродить лучшие традиции педагогики белорусов.
Созданная в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 15 г.Калинковичи» за время реализации ряда инновационных проектов по проблемам духовно-нравственного воспитания (2014-2019) и постоянно совершенствующаяся система воспитания направлена на формирование у воспитанников языковой культуры, системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки.
Уделяется много внимания расширению сферы использования белорусского языка и решению задач, направленных на:
1) присоединение дошкольников к общечеловеческим и культурным ценностям;
2) развитие интереса к познанию себя и окружающей среды, стремление сохранять национальные ценности;
3) формирование национального самосознания детей дошкольного возраста средствами истории и духовного наследия;
4) оказание помощи в формировании личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Здесь не только происходит усвоение воспитанниками системы знаний, но и формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Важно обеспечить формирование мировоззрения воспитанников, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей, слов и действий (с позиций добра и зла).
Новизна инновационного проекта – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единое культурное пространство как результат работы учреждения дошкольного образования с различными социальными партнерами в предыдущих инновационных проектах, проводившихся в 2014-2016 гг. и 2016-2019 гг.
Открытие предлагаемого инновационного проекта на базе учреждения, внедрившего в свою педагогическую практику программы духовно-нравственного воспитания, позволит в полной мере использовать накопленный методический опыт, кадровый потенциал учреждения образования, опыт сотрудничества с семьями воспитанников и приходом.
Цель: повышение уровня языковой культуры воспитанников в современном образовательном пространстве в условиях государственного двуязычия посредством использования православных традиций и ценностей белорусского народа.
Задачи:
1. Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждений и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач повышения уровня языковой культуры воспитанников на православных традициях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.
2. Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, человеколюбия и милосердия с использованием регионального компонента, знания местных святых и святынь, на основе любви к малой родине.
3. Организовать естественную комфортную в пространстве и времени предметно-развивающую среду, насыщенную разнообразными предметами, оборудованием и материалами, способствующую развитию коммуникативной культуры субъектов образовательного пространства.
4. Разработать методические рекомендации по обеспечению преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и учащихся различных ступеней образования.
5. Создать методические и информационные ресурсы для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и учащихся.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
В связи с происходящими глобализационными процессами в настоящее время в мировой педагогической теории и практике широкое освещение получила проблема духовно-нравственного воспитания личности. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культурам в целях духовного обогащения и формирования готовности молодежи к изменениям для жизни в многокультурной среде.
Накопленный отечественными и зарубежными учеными большой теоретический и практический материал по вопросам двуязычного воспитания и обучения подрастающего поколения свидетельствует о сложности и многоаспектности проблемы детского билингвизма. Достижения билингвологии показали важность педагогически грамотной, детально продуманной организации учебно-воспитательной деятельности, которая влияет не только на эффективность овладения двумя языковыми системами, но и на формирование личности в целом (А.М. Богуш, Е.М. Верещагин, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.В. Имедадзе, А.А. Леонтьев, У.Ф. Макки, Е.И. Негневицкая, Е.Ю. Протасова, М. Сигуан, Н.И. Сорочкина, Н.С. Старжинская, А.Е. Супрун, Г.Н. Чиршева, А.М. Шахнарович и др.).
Проблема организации двуязычного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях близкородственного белорусско-русского билингвизма впервые была поднята Е. Г. Андреевой в 70-х годах XX века. Она обратила внимание на недостаточное присутствие национального языка в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений, на психологические и языковые сложности одновременного усвоения детьми двух языков. Е. Г. Андреева отметила необходимость организации последовательного и основательного обучения белорусскому языку детей дошкольного возраста путём его широкого включения во все виды деятельности детей в учреждении дошкольного образования и организации специальных занятий.
Впоследствии детально разработала вопросы развития белорусскоязычной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма Н. С. Старжинская. Исследователь впервые определила особенности белорусско-русского двуязычия у воспитанников, обосновала методы и специфику методики развития белорусскоязычной речи детей дошкольного возраста, создала инструментальную модель обучения белорусскому языку русскоязычных воспитанников. Автор подчеркивает, что двуязычное обучение ни в коем случае не должно развиваться по принципу вытеснения одного языка другим, а, наоборот, необходимо содействовать овладению двумя языками (учитывая, что доминантным для ребенка всегда будет язык семьи).
По мнению Н.С. Старжинской, близкородственность белорусского и русского языков, особенности русско-белорусского билингвизма воспитанников требуют специфических подходов к обучению детей из русскоязычных семей белорусскому языку. Н.С. Старжинская предлагает обучение детей дошкольного возраста белорусскому языку как второму родному проводить в двух направлениях:
с целью неосознанного усвоения белорусского языка в повседневном общении;
процессе специально организованной деятельности.
Такой подход способствует созданию коммуникативной среды для воспитанников и позволяет решать задачи образовательной области «Развіццѐ маўлення і культуры маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования.
Продолжила исследование вопросов развития белорусской речи у русскоязычных детей дошкольного возраста Д. Н. Дубинина. В частности, ею была создана методика развития выразительности белорусскоязычной речи детей средствами национального фольклора. Вопросы обучения дошкольников белорусскому языку представлены в методических пособиях В. М. Куксы, В. М. Ляшук, Н. И. Москаленко, Н. Д, Некрасовой, Р. В. Моисеенко и др. Ряд исследователей (Р. А. Александрович, Г. П. Орлова, Л. М. Воронецкая, Е. В. Горбатова, Л, Б. Горунович, И. В. Житко, А. И. Красила, А. Ю. Лозка, А. А. Петрикевич, В. А. Шишкина и др.) разработали методическое обеспечение включения белорусского языка в различные виды деятельности детей в учреждении дошкольного образования. При этом авторами была учтена национальная специфика содержания образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, на современном этапе имеется немало наработок по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования с учетом необходимости включения в него двух языков.
Однако до сих пор отсутствуют исследования по организации билингвального образования как целостной системы. Функционирование билингвизма в масштабах всей республики обусловливает необходимость разработки модели билингвального образования воспитанников, которая отражала бы перспективы и направления развития системы дошкольного образования в условиях двуязычия.
С учётом специфики организации дошкольного образования в Беларуси в условиях белорусско-русского двуязычия следует определить сущность стержневых понятий билингвальное образование, билингвальное обучение, билингвальное воспитание.
Билингвальное образование, как процесс и результат, - это освоение личностью культурно-исторического и социального опыта, ценностей национальной и мировой культуры средствами двух языков. Как широкий процесс билингвальное образование включает в себя билингвальное воспитание и билингвальное обучение.
Билингвальное обучение - специально организованный целенаправленный процесс развития и совершенствования речи детей на двух языках и приобщения их к национальной и мировой культуре средствами двух языков.
В то же время билингвальное обучение есть средство билингвального воспитания детей, которое представляет собой целенаправленный, сознательно организованный педагогический процесс, содействующий разностороннему и гармоническому развитию личности воспитанника средствами двух языков и представленных ими культур.
В центре внимания современных лингводидактических исследований, основанных на личностно-ориентированной педагогической концепции, находится языковая личность. Содержание и структура понятия «языковая личность» рассматривались такими учеными, как Г. И. Богин, Ю, Н. Караулов, Л. П. Крысий, О. П. Протченко и др. Под языковой личностью понимается человек как пользователь и творец языка.
По мнению белорусского лингводвдакта Н. Г. Еленского, под «языковьім ядром личности» следует понимать «функциональную систему лингвокультурных представлений, языковых знаний и коммуникативных способностей, которые обеспечивают свободное пользование языком и речью...».
Н. Г. Еленскнй на основе развития и уточнения моделей языковой личности, разработанных К. К. Платоновым, Р. С. Немовым, Г. И. Саранцевым, Ю. Н. Карауловым и др., предлагает свою структуру языкового ядра личности, в которой выделяет:
которые обеспечивают познавательную деятельность и формируют сознание);
грамматическое, стилистическое обеспечение коммуникативной деятельности);
речевая деятельность);
духовной культуры, постижение с его помощью культурных образцов, овладение культурой через язык);
овладение языком и речью, потребность в речевом самовыражении, эмоционально-экспрессивное реагирование на явления окружающей действительности с помощью языка).
Предложенная Н. Г. Еленским модель языкового ядра личности может служить основой содержания языкового образования. Однако данная модель, являясь универсальной, касается, прежде всего, языковой личности, формирование которой происходит в традиционной социолингвистической ситуации одноязычна. Так как обозначенная выше языковая цель билингвального образования на современном этапе предполагает достижение равной компетенции в двух языках, то требуется относительно полное и качественное развитие всех перечисленных выше элементов языкового ядра личности на двух близкородственных языках.
В дошкольном возрасте языковая личность воспитанника находится только на стадии становления, поэтому необходимо заложить основы для дальнейшего развития «положительного языкового ядра», т. е. базу языковой компетентности.
Функционирование билингвизма в масштабах всей республики обусловливает всеобщую билигвальную направленность всей системы дошкольного образования, для успешной работы которой необходимы:
детей;
соответствующее нормативное и программное обеспечение.
Необходимость рассмотрения билингвального образования детей дошкольного возраста как целостной системы требует системно-структурного подхода. Системообразующим фактором всегда выступает цель. Существующее в мире многообразие видов двуязычных образовательных систем обусловлено, прежде всего, многообразием языковых целей.
Суммирующее перечисление языковых целей наиболее полно представлено зарубежными исследователями М. Сигуаном и У. Ф. Макки. Ими выделяются следующие языковые цели билингвальных образовательных систем:
а) система образования ставит себе целью предоставить воспитанникам полную и равную компетенцию в двух языках;
б) система образования ставит целью полную компетентность н способность универсально пользоваться одним из языков и среднюю компетентность и ограниченное некоторыми функциями пользование другим языком;
в) система образования ставит целью лишь введение в знание и употребление второго языка;
г) система использует один из языков лишь в качестве средства ознакомления с другим, который является собственно языком обучения.
Анализ нормативных и программно-методических документов показывает, что система дошкольного образования на современном этапе в большей степени ориентируется на реализацию некого промежуточного варианта выделенных дескрипций типа а) и б).
Таким образом, мы можем сформулировать цель билингвального обучения воспитанников в ситуации белорусско-русского двуязычия:
двух близкородственных языках (белорусском и русском);
полноценное развитие путём интеграции в две родственные культуры средствами белорусского и русского языков.
Нравственное развитие личности воспитанника в современном образовательном пространстве, формирование у детей дошкольного возраста и учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки, может обеспечить освоение ими программы духовно-нравственного воспитания на православных традициях и ценностях белорусского народа. Здесь не столько происходит усвоение воспитанниками системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для духовно-нравственной культуры. Обеспечивается формирование мировоззрения воспитанников и учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).
Обобщая вышеизложенные данные исследования, сформулируем модель билингвального образования детей дошкольного возраста, которая включает базовые условия, задачи, содержание, совокупность концептуальных идей, принципы, ведущие методы и условия эффективности.
Базовые условия: законодательное и нормативно-правовое обеспечение.
Задачи:
обеспечивающих познавательную деятельность по освоению двух языков (когнитивный сегмент);
грамматический строй, звуковую культуру речи на двух языках (лексико-грамматический сегмент);
(прагматический сегмент);
культуры, постижению с его помощью культурных образцов, овладению культурой через язык (лингвокультурный сегмент);
овладению двумя языками, потребности в речевом самовыражении, эмоционально-экспрессивном реагировании на явления окружающей действительности с помощью двух языков (мотивационно-эмотивный сегмент).
Данные задачи решаются с учетом доминирования основного функционального языка воспитанника. Когнитивный, лексико-грамматический, прагматический, лингвокультурный и мотивационно-эмотивный сегменты языкового ядра личности определяют содержание билингвального дошкольного образования.
При планировании и организации инновационной работы участники инновационного проекта руководствуются:
Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы;
Конституцией Республики Беларусь;
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь «О правах ребенка»;
Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь;
Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами;
Положением о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838);
инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь:
от 15.08.1995 № 21-12/799 «Об отношении к религиозной деятельности зарубежных миссионеров в государственных учебно-воспитательных учреждениях»;
от 06.06.96 № 12-13/16 «Об организации религиозными общинами детских оздоровительных лагерей»;
от 16.09.1997 № 12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся»;
от 14.06.1999 № 12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь»;
от 23.08.2000 № 12-4/414 «Рекомендации по организации воспитательной работы»;
от 14.12.2000 № 20-12/264 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями»;
от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»;
от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2«О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности».
В организации воспитательного процесса педагоги используют следующие пособия и методические материалы:
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
В период с 2003 по 2007г. в республике реализован экспериментальный проект «Апробация модели содержания и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа». В 2009-2013 гг. проведено инновационное внедрение программ духовно-нравственного воспитания в учреждениях дошкольного образования, в 1 – 4 и 5 – 7 классах.
Настоящий инновационный проект развивает и углубляет результаты предыдущих проектов.
В ходе инновации выделены, апробированы и готовы к широкому внедрению в практику работы учреждений образования:
нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
обеспечение наиболее эффективных путей сотрудничества органов управления образования, учреждений образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и учащихся.
Одним из путей этого сотрудничества и является воспитание детей дошкольного возраста на православных традициях белорусского народа. Мониторинг социально-значимой деятельности воспитанников показал, что у них сформировались новые взгляды на проявление внимания и заботы о своих близких, о других людях; появилось желание оказывать помощь друзьям, попавшим в трудную ситуацию; изменилась манера поведения в семье, в учреждении дошкольного образования, в окружающем социуме.
Практическая направленность исследования обусловлена несколькими аспектами ее рассмотрения.
Во-первых, социальным – результаты раскрывают особенности формирования «право выбора». И уважение этого права – есть уважение к личности, без чего нельзя говорить о какой-либо эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Во-вторых, педагогическим – результаты исследования помогли педагогическим работникам и воспитателям дошкольного образования научить своих воспитанников побеждать чёрствость и эгоизм, жестокость и зависть, неуверенность и слабость.
Позитивные отношения к окружающей среде, ответственность за свои поступки привели к снижению неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно - нравственного кризиса, укрепили институт семьи, бережное отношение к памятникам духовной культуры. Теоретические результаты могут быть использованы в масштабе Республики Беларусь в учреждениях образования, в системе повышения квалификации.
Открытие предлагаемого инновационного проекта на базе учреждения дошкольного образования, внедрившего в свою педагогическую практику программы духовно-нравственного воспитания, позволит в полной мере использовать накопленный методический опыт, кадровый потенциал учреждения, опыт сотрудничества с семьями и православным приходом.
Настоящий инновационный проект развивает и углубляет результаты проектов, проводившихся в 2011-2013 гг., 2013-2015 гг. и 2015-2019гг.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
В модели выделено 3 основных блока.
< >Концептуально-целевой блок.Содержательно-деятельностный блокобмен опытом в рамках совместных семинаров; участие педагогических работников в методической работе; расширение спектра дополнительных образовательных услуг, мастер-классы. проектную деятельность детей и взрослых;включение воспитанников в работу, направленную на изучение актуализацию нравственных ценностей в образовательной
Ожидаемые результаты
реализации модели языковой культуры детей дошкольного возраста в рамках инновационного проекта:
личности воспитанника, его человеколюбия и милосердия, социальной ответственности и активности, направленных на совершенствование себя и окружающего мира;
нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.
Критерии и показатели нравственного развития личности воспитанника.
№ п/п |
|
|
1.
2.
3.
4. |
Личностное развитие
Воспитанность
Когнитивный компонент
Поведение |
идентичности личности;
притязаний и масштабности личности субъектов образовательного процесса;
созидательной направленности личности;
мотивов в структуре личности;
правдивость, отзывчивость, доброта, гуманность;
самосовершенствовании;
компетентность личности;
воспитателям, членам семьи и окружающим;
близких, друзьях, других людях;
взаимодействия с представителями других культур;
сложных ситуаций социального взаимодействия и выбор конструктивных моделей коммуникативного поведения;
поведения в разных культурах;
как основе социальной жизни и руководство ими в реальной деятельности;
социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;
патриотизме, долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений полов, младших и старших;
одобряемым требованиям;
предупреждения и разрешения конфликтов в поликультурном образовательном пространстве;
нравственных норм и формирования нравственного сознания |
Критерии и показатели компетентности работы педагогов по повышению уровня языковой культуры и нравственного развития личности воспитанников.
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Профессиональный рост педагога
|
динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
личностные достижения педагогов;
фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив.
присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории. |
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).
|
Уровень педагогической деятельности
|
динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий. |
анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности, работы объединений по интересам, интервью, инструментарий фокус-групп |
Обобщение педагогического опыта |
динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);
мероприятий по теме опыта;
электронные, так и печатные);
педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;
семинарах, конференциях, форумах, круглых столах. |
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп, метод экспертных оценок
|
Авторские методические продукты |
авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы. |
анкеты, метод экспертных оценок |
Продуктивность образовательного процесса |
динамика сформированности уровня языковой культуры и нравственного развития личности воспитанника;
сложных ситуаций педагогического взаимодействия, основанное на культуре диалога субъектов педагогического взаимодействия;
напряжения в коммуникативном взаимодействии, предупреждение и снятие коммуникативных барьеров |
анкеты, методы диагностики уровней нравственного развития личности воспитанника |
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности
|
удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
анкеты, интервью |
Рефлексивная педагогическая компетентность |
рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе православных традиций и ценностей белорусского народа;
затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;
креативности и творчества в профессиональной деятельности |
анкеты, интервью, контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта |
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
нравственных ценностей как целей волонтерской деятельности;
взаимодействия, установление партнерских связей;
духовно-нравственного образовательного пространства;
психологический климат, диалог и сотрудничество. |
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности |
Качество управления инновационным процессом |
планирование инновационной деятельности;
контроль качества инновационной деятельности;
стимулирования педагогов. |
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок |
Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере повышения уровня языковой культуры и нравственного развития личности воспитанника
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Академические компетенции |
методологических и концептуальных подходов по проблеме нравственного развития личности воспитанника;
вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
психологических особенностей формирования языковой культуры воспитанников;
факторов и условий нравственного развития личности воспитанника;
методологических подходов к созданию эффективных условий для обеспечения нравственного развития личности воспитанника.
|
анкеты, метод экспертных оценок |
Управленческие |
коммуникативных сетей для полноценного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающих высокий уровень их языковой культуры в условиях государственного двуязычия;
анализу деятельности по решению проблем нравственного развития воспитанников в образовательном пространстве;
мотивации персонала для работы по повышению уровня нравственного развития воспитанников;
коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем нравственного развития воспитанников;
со управлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования. |
анкеты, бланки фокус-групп |
Социально-личностные |
ценности личности воспитанника и реализация этого признания в деятельности;
интересов и потребностей воспитанников;
ориентированный, демократический стиль общения, отношений, взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей дошкольного образования, педагогических работников, воспитанников и родителей;
учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества воспитателей дошкольного образования, педагогических работников и родителей;
психологических особенностей воспитанников;
для нравственного развития воспитанников, формирование высокого уровня коммуникативной культуры в условиях государственного двуязычия на православных традициях и ценностях белорусского народа. |
анкеты, интервью, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели вовлеченности родителей в инновационную деятельность
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Участие в образовательном процессе
|
проектах и инициативах, поддержка реализации инновационного проекта |
анкеты, интервью, наблюдения.
|
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности |
удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
анкеты, интервью |
Рефлексивная родительская компетентность |
рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе православных традиций и ценностей белорусского народа;
затруднениям и проблемам воспитательной деятельности;
креативности и творчества в собственной деятельности |
анкеты, интервью, контент-анализ уровня креативности и творчества.
|
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
инновационной деятельности;
образовательного пространства;
психологический климат, диалог и сотрудничество. |
анкеты, интервью, наблюдения. |
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта.
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Занимаемая должность |
Функция в проекте |
1 |
Рыковец Елена Геннадьевна |
Заведующий |
Управление инновационным проектом |
2 |
Новик Татьяна Николаевна |
Заместитель заведующего по основной деятельности |
Организационно-методическое сопровождение проекта, информационное обеспечение инновационной деятельности |
3 |
Ленкевич Галина Леонидовна |
Воспитатель дошкольного образования |
Работа с воспитанниками и родителями в группе. Создание электронных продуктов |
4 |
Гатальская Татьяна Ивановна |
Воспитатель дошкольного образования |
Работа с воспитанниками и родителями в группе. Создание электронных продуктов |
5 |
Гребеневич Тамара Алексеевна |
Воспитатель дошкольного образования |
Работа с воспитанниками и родителями в группе. Создание электронных продуктов |
6 |
Андриенко Светлана Александровна |
Воспитатель дошкольного образования |
Работа с воспитанниками и родителями в группе. Создание электронных продуктов |
7 |
Вырвич Алла Геннадьевна |
Воспитатель дошкольного образования |
Работа с воспитанниками и родителями в группе. Создание электронных продуктов |
8 |
Реуцкая Наталья Владимировна |
Педагог-психолог
|
Психолого-педагогическое сопровождение языкового и нравственного развития воспитанников |
9 |
Реберт Дина Александровна |
Музыкальный руководитель |
Участие в развитии духовно-нравственного образовательного пространства. Музыкальное сопровождение мероприятий |
Для управления инновационным процессом и реализации программы в учреждении дошкольного образования создана соответствующая материально-техническая база.
Учреждение дошкольного образования размещается в двухэтажном здании. В учреждении функционируют 7 групп. Кроме того, есть методический кабинет, информационный центр по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, музыкально-спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Информационные ресурсы:
Ресурсы информационного пространства включают:
< >Выход в ИНТЕРНЕТ; сайт;электронную почту;методический кабинет, содержащий научно-методические разработки и информационные материалы по вопросам организации методической работы с педагогическими кадрами, информатизации образования;компьютерную технику (принтер, 3 компьютера), программные продукты для обеспечения эффективной деятельности педагогов.организационно-методический материал информационного научно-методического совета;модель психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;схема методического взаимодействия с педагогическими кадрами;планы работы методических объединений, творческих групп.
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Оплата работы по инновационному проекту «Внедрение модели языковой культуры детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия» (2019 – 2024 гг.) будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством, дополнительного бюджетного финансирования не потребуется. Методическое и информационное обеспечение проекта будет осуществляться за внебюджетные средства учреждения дошкольного образования.
Приложение 1
к приказу по государственному учреждению образования «Гимназия г. Калинковичи»
31.08.2022 № 346
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
8.1. осуществление информационно-методической поддержки педагогам учреждений образования по внедрению активных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся учреждений образования на традициях белорусского народа;
8.2.бобщение и распространение эффективного педагогического опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся на ценностях и традициях белорусского народа в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
8.3.информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
8.4.методическая помощь в научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
8.5.обучение педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания в современных условиях;
8.6.оказание консультативной методической помощи педагогическим работникам и законным представителям несовершеннолетним по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
9.Организационно-методическая работа:
9.1.подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
9.2.участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;
9.3.организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.
10.Научно-методическая работа:
10.1.проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
10.2.подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
10.3.участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;
10.4.организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
11.Информационно-методическая работа:
11.1.формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;
11.2.изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;
11.3.разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;
11.4.формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;
11.5.организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
11.6.организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на традициях белорусского народа;
11.7.взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ЦЕНТРОМ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
20.Управление ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности приказом директора учреждения образования, на базе которого функционирует центр.
21.Руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся несет ответственность за деятельность центра и подотчетен директору учреждения образования.
22.Контроль за деятельностью ресурсным центром по духовнонравственному воспитанию учащихся осуществляет директор учреждения образования, на базе которого он функционирует.
23.Руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся формирует структуру ресурсного центра по духовно - нравственному воспитанию учащихся самостоятельно по согласованию с директором учреждения образования.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
24.Финансирование ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
25.Материально-техническая база ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся формируется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.
26.Не допускаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27.Положение о ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию учащихся утверждается приказом директора учреждения образования.
28.В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Приложение 2
к приказу по государственному учреждению образования «Гимназия г. Калинковичи»
31.08.2022 № 346
СПИСОК
педагогов, включенных в работу ресурсного центра
по духовно-нравственному воспитанию учащихся
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Целью деятельности ресурсного центра является совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на традициях белорусского народа.
Задачами деятельности ресурсного центра по духовнонравственному воспитанию учащихся является:
1. осуществление информационно-методической поддержки педагогам учреждений образования по внедрению активных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся учреждений образования на традициях белорусского народа;
2.бобщение и распространение эффективного педагогического опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся на ценностях и традициях белорусского народа в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
3.информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
4.методическая помощь в научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности по вопросам духовнонравственного воспитания учащихся;
5.обучение педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних по актуальным вопросам духовнонравственного воспитания в современных условиях;
6.оказание консультативной методической помощи педагогическим работникам и законным представителям несовершеннолетним по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Организационно-методическая работа:
1.подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
2.участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;
3.организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.
Научно-методическая работа:
1.проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
2.подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
3.участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;
4.организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
Информационно-методическая работа:
1.формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;
2.изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;
3.разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;
4.формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;
5.организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
6.организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на традициях белорусского народа;
7.взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Изучение нормативно-правовой базы по теме инновационного проекта |
|
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
2. |
Анкетирование педагогов, учащихся и родителей «Готовность к сотрудничеству» |
01.09.2024 |
Булавко Т.В., педагог-психолог |
3. |
Организация работы творческой группы по инновационной деятельности |
01.09.2024 |
Жукова В.В., директор |
4. |
Проведение инструктивно-методического совещания «Деятельность в рамках инновационного проекта» |
Август 2024– май 2024 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
5. |
Организация работы ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся |
Август 2024
|
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
6. |
Консультирование педагогов по организации работы в инновационный период |
1 раз в месяц в течение периода инновационной деятельности |
Жукова В.В., директор, Иерей Сергий Карпович |
7. |
Организация факультативных занятий «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», «Основы семейной жизни», «Святыні роднага краю», «Основы права» |
28.08.2024 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
8. |
Организация деятельности объединений по интересам: «Основы православной культуры», «Lepota», «Семицветик» (художественно-эстетическая направленность) |
28.08.2024 |
Цуба С.В, заместитель директора по воспитательной работе |
9. |
Консультирование «Цели и приоритеты социально ответственного правового поведения на православных ценностях и традициях белорусского народа» |
В течение периода инновационной деятельности |
Андрачик Е.Е., Пилипейко В.Ю., специалисты СППС |
10. |
Организация работы кабинета православной культуры. Оформление информационного пространства в кабинете православной культуры |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, Богданович Н.Н., Щербина Н.А., заведующие кабинетом православной культуры |
11. |
Пополнение экспозиции «Дорога к храму» в кабинете православной культуры |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, Богданович Н.Н., Щербина Н.А., заведующие кабинетом православной культуры |
12. |
Разработка программы мониторинга инновационной деятельности |
До 05.09.2024 |
Булавко Т.В., педагог-психолог |
13. |
Самообразование учителей по индивидуальным планам (собеседование) |
Сентябрь 2024-май 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
14. |
Групповые индивидуальные занятия учащихся с психологом |
В течение периода инновационной деятельности |
Булавко Т.В., педагог-психолог |
15. |
Мастер-класс для педагогов «Давайте строить Храм души» |
Декабрь 2024 |
Богданович Н.Н., Кулыба К.В., Змушко О.Л. |
16. |
Анкетирование учащихся по определению уровня социально ответственного правового поведения учащихся |
09.09.2024 |
Булавко Т.В., педагог-психолог |
17. |
Организация встреч священнослужителей с педагогами, родителями, учащимися |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
18. |
Организация работы родительского клуба «Семейный лад» в рамках республиканского проекта «Родительский университет» |
1 раз в квартал в течение периода инновационной деятельности |
Андрачик Е.Е., Пилипейко В.Ю., специалисты СППС |
19. |
Неделя родительской любви |
Октябрь 2024 |
Андрачик Е.Е., Пилипейко В.Ю., специалисты СППС |
20. |
Рождественские встречи с родителями |
Январь 2025 |
Цуба С.В., заместитель директора по воспитательной работе, Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе творческая группа |
21. |
Организация экскурсий к православным святыням |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
22. |
Посещение музея гимназии «Славные женщины-матери » |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, Канаш С.Ф., заведующий музеем |
23. |
Организация работы клуба любителей православного чтения |
1 раз в квартал в течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы |
24. |
Проведение коллективных творческих дел, посвященных православным праздникам Покров Пресвятой Богородицы Рождество Христово Сретение День православной книги Пасха |
Октябрь Январь Февраль Март Апрель |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы |
25. |
Выставки творческих работ педагогов, учащихся и родителей, посвященных православным праздникам Покров Пресвятой Богородицы Рождество Сретение День православной книги Пасха |
Октябрь Январь Февраль Март Апрель |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы |
26. |
Тематические беседы: «Сила слова», «Долг и ответственность» «Православные правовые традиции» «Очаг тепла и доброты» |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, классные руководители, творческая группа |
27. |
Цикл классных часов «Значение семьи для современного общества», «Жизненные ценности или искусство жить достойно», «Человек в мире правил» «Равенство людей от рождения» «Спешите делать добрые дела», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» |
В течение периода инновационной деятельности |
Цуба С.В., заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
28. |
Участие в региональных чтениях (г.Мозырь, г. Ельск, г. Гомель) |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
29. |
Участие в благотворительных концертах и мероприятиях, проводимых Туровской Епархией |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
30. |
Участие педагогов, учащихся и родителей в благотворительных акциях (оказание помощи домам престарелых, детскому приюту, пункту временного содержания) |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
31. |
Работа волонтерского отряда «Доброе сердце!» |
В течение периода инновационной деятельности |
Андрачик Е.Е., педагог социальный, творческая группа |
32. |
Проведение Туровских Образовательных Епархиальных Чтений совмествно с МГПУ имени И.П. Шамякина.
|
Ноябрь 2024 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
33. |
Организация благотворительных Рождественских концертов в гимназии, детском отделении городской больницы, социальном приюте, ЦКРОИР «Свет ясный милосердия души…» |
Январь 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, Андрачик Е.Е., педагог социальный |
34. |
Проведение форума православной молодежи “Твой ориентир” |
Февраль 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
35. |
Участие в интеллектуальном конкурсе «ФАВОР» |
Март 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
36. |
Участие в районной и областной олимпиаде по Основам православной культуре |
Апрель 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
37. |
Проведение совместных мероприятий с государственными учреждениями образования «Ясли сад №15 г.Калинковичи», «Средняя школа №2 г.Калинковичи», «Средняя школа №4 г.Калинковичи», «Юровичская средняя школа» |
В течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
38. |
Участие в творческом конкурсе «Красота Божьего мира» |
Октябрь 2024 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
39. |
Организация выставок литературы по духовно-нравственному воспитанию ко Дню Православной книги, Неделе православной культуры |
Март 2025 Апрель 2025 |
Тетерич Н.Я., библиотекарь |
40. |
Неделя православной культуры |
Апрель 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
41. |
Организация и проведение ежегодного открытого фестиваля учебно-исследовательских работ учащихся «Книга – начало начал каждой науки» с работой секции «Да ведают потомки православных» |
Апрель 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
42. |
Организация цикла мероприятий патриотической направленности, посвящённых Дню Победы |
Май 2025 |
Цуба С.В., заместитель директора по воспитательной работе |
43. |
Районный семинар «Эффективные формы и методы преподавания Основ православной культуры» |
Апрель 2024 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, творческая группа |
44. |
Популяризации социально ответственного правового поведения учащихся через выпуски новостей гимназического телевидения |
1 раз в месяц в течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы, творческая группа |
45. |
Популяризация и освещение гимназических мероприятий по основам православной культуры в газете «Гимназический экспресс» в рубрике «Свет православия», на сайте гимназии |
1 раз в месяц в течение периода инновационной деятельности |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы |
46. |
Выпуск гимназического православного журнала «Радуга» |
3 выпуска в год |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе, педагоги творческой группы |
47. |
Подготовка и оформление справки о промежуточных результатах инновационной деятельности |
Апрель 2025 |
Будникова Е.Е., заместитель директора по учебной работе |
48. |
Совещание при директоре «Результаты деятельности по реализации инновационного проекта за 2024/2025 учебный год» |
Июнь 2025 |
Директор гимназии Жукова В.В. |
Анализ работы
ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся
за 2023/2024 учебный год
Целью деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся является углубление и обогащение практики духовно-нравственного воспитания молодежи, основанного на православных традициях белорусского народа.
Задачами деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся является:
Государственное учреждение образования «Гимназия г. Калинковичи» имеет достаточную материально-техническую базу для функционирования ресурсного центра: кабинет православной культуры, который выступает информационно-методическим центром для осуществления проекта; музей «Славные женщины-матери Калинковичской земли», в котором представлены материалы о местных женщинах, которые сделали значительный вклад в развитие православия в Калинковичском районе; просветительский сайт для педагогов, учащихся и родителей (https://sites.google.com/view/yrok-centr).
Налажено сотрудничество с приходами, культурными учреждениями и общественными организациями, чтобы обеспечить широкий доступ к информации и практическим занятиям. Традиционно поддержку в работе оказывают настоятели Свято-Рождество-Богородичного монастыря в д. Юровичи, храма Казанской иконы Божией Матери, Спиридона Тримифунтского и Успения Пресвятой Богородицы г. Калинковичи. Подписан договор о сотрудничестве между отделом религиозного образования и катехизации Туровской епархии и гимназией с планом мероприятий на учебный год.
В учреждении образования создана творческая группа педагогов, которые обеспечивают работу ресурсного центра. Руководство творческой группой осуществляет учитель английского языка Колосовская Т.Б.
Согласно календарному плану, в начале учебного года состоялся ряд встреч, на которых педагоги творческой группы обсуждали организацию своей деятельности. В центре внимания стали разработка программы мониторинга, координация работы родительского клуба и клуба любителей православного чтения. Эти инициативы были ярко ориентированы на достижение поставленных задач и создание необходимых условий для их реализация.
С целью выявления потенциала педагогов в области духовно-нравственного воспитания учащихся, основанного на православных традициях и ценностях белорусского народа, был организован постоянно действующий методический семинар. Этот семинар стал пространством для обмена идеями, обсуждения эффективных методик и формирования единой образовательной стратегии, направленной на гармонизацию духовного и интеллектуального роста подрастающего поколения.
Ежегодно проводится два районных заседания с педагогами, преподающими Основы православной культуры. В начале учебного года совещание посвящено обсуждению содержания программ факультативных занятий, консультированию по вопросам, связанным с методикой преподавания, организуется презентация используемых учебных пособий для педагогов и учащихся, проводится обмен методическими разработками по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Второе заседание посвящено трансляции эффективного опыта работы педагогов ресурсного центра гимназии. В 2024 году на данном заседании было организовано обучение педагогов из учреждений образования Калинковичского района в микрогруппах.
Такого рода семинары, организованные на базе ресурсного центра позволяют педагогам обменяться знаниями и опытом, а также получить рекомендации и поддержку от коллег.
Обучение педагогов также проходит через посещение семинаров, курсовой подготовки, совещаний различного уровня, православных чтений. Ежегодно педагоги посещают Международные Рождественские чтения в г. Москва, Республиканские Рождественские чтения в г. Минске. Ежегодно члены творческой группы включаются в подготовку и участие в мероприятиях, проводимых Туровской Епархией.
Проблема свободного времяпрепровождения подростков является актуальной на сегодняшний день. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно важно его значение в подростковом возрасте. Подростка не сложно заинтересовать, сложнее сохранить, поддержать и развить интерес. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. С этой целью в гимназии помимо проведения факультативных занятий организуется множество мероприятий, направленных на организацию досуга учащихся, вовлечение их в правильные дела.
Седьмой год подряд на базе гимназии проходит православный молодежный форум «Твой ориентир», организуемый Туровской епархией. В ходе форума педагоги гимназии проводят мастер-классы и встречи с учащимися школ Гомельской области. Проходит интеллектуальная командная игра, спортивная игра «Силомер». Организуются встречи девочек старших классов с председателем Гомельского центра поддержки семьи и материнства «Мамалето» Людмилой Логуновой.
Ежегодно организуется работа секции «Да ведают потомки православных» на открытом фестивале «Книга - начало начал каждой науки». Очень важно, что дети с самого раннего возраста начинают понимать: книга – это не только сказки и занимательные истории, не только романы, повести и стихи. Книга – будь то научная или художественная – лучшая прививка от бездумности и бездуховности.
На протяжении учебного года, согласно календарному плану, проводится ряд коллективных творческих дел, посвященных великим праздникам Православного календаря (Рождество Христово, Сретенские встречи, Пасхальный праздник, Покров Пресвятой Богородицы). Это разнообразные концертные и познавательные мероприятия, творческие мастерские, выставки сувениров, рисунков и поделок.
Ежегодно в Пасхальные дни проводится неделя православной культуры. В ходе недели оформляется выставка поделок, книг, рисунков, организуется акция «Доброе сердце», проведение интересных перемен, работа рубрики «Свет православия» гимназического телевидения, проводится праздничный концерт, организуется посещение учащимися храмов города. Традиционно отмечается День православной книги. На празднике учащимся рассказывают об истории праздника, о самых важных книгах православного христианина, белорусских первопечатниках и о современных православных авторах.
Большое внимание уделяется созданию информационного пространства гимназии: экспозиция «Женщины в православии» в гимназическом музее «Славные женщины-матери Калинковичской земли», лозунги «От веры – к добру», «Делай мир светлее», «Мысли позитивно». Ежегодно издается православный просветительский журнал «Радуга» (3 выпуска в год). Все это дает возможность просвещать духовно как учащихся, так и родителей.
Важным аспектом многопланового сотрудничества с Православной Церковью является организация образовательных экскурсий ко святым и историческим местам, в ходе которых учащиеся осознают духовную значимость памятников культурного наследия Беларуси.
На протяжении многих лет работы с учащимися, проведение встреч с отцом Сергием и отцом Николаем стало особенно ценным и важным моментом в инновационной деятельности. Священнослужители не только являются представителями церкви, но и наставниками и примерами для подрастающего поколения. Их присутствие на мероприятиях, таких как линейки, выпускные вечера, родительские собрания и классные часы, придает особую атмосферу и значимость этим событиям.
Беседы священников с ребятами о важности уважения к старшим, умении прощать и преодолении трудностей играют непосредственную роль в становлении и формировании личности гимназистов.
Неотъемлемой частью планов работы оздоровительных и профильных лагерей являются занятия «Час православия», которые проводят священнослужители. В рамках этих встреч ребята могут задавать вопросы о вере, религии и духовных ценностях. Священники готовы поделиться своими знаниями и помочь учащимся разобраться в сложных вопросах, связанных с духовной сферой. Они учат молодежь найти гармонию между собой и окружающим миром. Это помогает формированию сознательной и толерантной личности, способной взять на себя ответственность за свои поступки и быть помощником и поддержкой другим людям. Такие встречи учащихся со священнослужителями с стали неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии. Ребята получают возможность не только узнать больше о православной вере и традициях, но и найти вдохновение для развития своей личности.
В гимназии активно функционирует волонтерский отряд «Доброе сердце». Целью работы которого стало объединение усилий подростков и взрослых на активное вовлечение в общественно-значимую деятельность, в том числе и деятельность, направленную на благоустройство, восстановление, обнаружение, увековечение, популяризацию истории святынь, памятных мест культурного значения, определяющих формирование духовно-нравственных качеств личности на традициях белорусского народа. Так ребята регулярно собирают вещи и проводят благотворительные акции в приюте для стариков, центре коррекционного развития детей, совершают велопробеги по святым местам города и района. Опыт работы по организации деятельности волонтерского отряда был отмечен дипломом I степени в районном этапе республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Руководят работой волонтеров Андрачик Е.Е., педагог социальный, Карпович А.Л., педагог-организатор.
Значительную роль в формировании ценностно-патриотических установок, сохранении памяти о воинах Великой Отечественной войны играют встречи с ветеранами. Стараемся каждого учащегося вовлечь в республиканскую патриотическую акцию «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», закрепив классы за ветеранами Великой Отечественной войны и лицами, к ним приравненными. Ребята проводят для ветеранов акции «Ветеран живет рядом», «Доброе сердце ветеранам!», которые направлены на оказание посильной адресной помощи ветеранам (учащиеся готовят поздравления ветеранам к праздникам, посещают их с трудовыми десантами). Важную роль отводим урокам «мужества», организации встреч с ветеранами, шефству над ними. Классными руководителями в течение учебного года проведена серия бесед и классных часов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет воспитанник, в которой происходит его становление и развитие. Поэтому в духовно-нравственном воспитании большая роль отводится семье. Работа с семьей начинается со знакомства. Это и посещения семьи, анкетирование среди родителей, родительские собрания, Рождественские встречи, конференция отцов.
Особое внимание в работе уделяется неблагополучным, многодетным, неполным, молодым семьям. Организована работа клуба «Семейный лад». Целью которого является формирование адекватной оценочной деятельности родителей, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков ребенка, а также приобретения навыков самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения. На заседаниях родительского клуба «В кругу семьи рождается душа», «Счастье рождается в семье» за круглым столом с родителями, педагогами и священнослужителями обсуждались вопросы семейных ценностей и традиций. В клубе родители, священники и педагоги активно обмениваются опытом, задают вопросы и обсуждают успехи и проблемы внедрения православных традиций в образовательную среду. Благодаря такому сотрудничеству, достигнуто более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями, что положительно сказывается на качестве образования и развития учащихся.
Важнейшим аспектом деятельности ресурсного центра является передача накопленного опыта через участие в конференциях и публикации. В течение учебного года 2023/2024 педагоги творческой группы активно делились своими знаниями и идеями, создавая мосты между теорией и практикой. Их голос звучал на различных семинарах и конференциях. Таким образом, их труды не только обогащали образовательное сообщество творческой группы педагогов, но и вдохновляли новых учителей, помогая формировать более эффективные подходы и методики.
Директор гимназии Жукова В.В. делилась опытом работы ресурсного центра на заседание круглого стола «Ресурсный центр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию: опыт, проблемы, перспективы» в УО «Академия образования». Заместители директора Будникова Е.Е., Цуба С.В. презентовали опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в УО «Гомельский областной институт развития образования». Дегтяр С.Н., Дронченко Е.П. делились опытом работы в инновационном проекте на международном семинаре в МБОУ «Гимназия №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы Брянской области». Дронченко Е.П. приняла участие в VI Открытой городской научно-практической интернет-конференции с международным участием «Педагогическая наука и образовательная практика: традиции и инновации» с опытом работы по формированию культуры досуга в семейном воспитании. Также опыт Елены Петровны по созданию настольных православных игр отмечен дипломом I степени на открытых чтениях, посвященных памяти Ф.П. Гааза. Урбан Г.В., Дегтяр С.Н., Дронченко Е.П. представили опыт работы на IV православных образовательных чтениях «Открывая божий мир».
Распространение эффективного опыта через публикации является важным инструментом для развития любой области знаний. Данный процесс создаёт уникальные возможности для обучения и роста. Педагоги творческой группы активно используют публикации для продвижения своих идей и достижений. Ежегодно публикуется опыт работы педагогов в сборнике материалов Туровских епархиальных образовательных чтений.
Еще одним направлением работы педагогического коллектива гимназии является организация участия в православных конкурсах, чтениях, олимпиадах. На протяжении всего периода инновационной деятельности учащиеся традиционно принимали участие в многочисленных чтениях, конкурсах, олимпиадах: Туровские епархиальные образовательные чтения, зональные детско-юношеские православные чтения, посвященные памяти Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (г.Мозырь), Православные образовательные чтения «Открывая Божий мир», открытые Свято-Иоанновские чтения (г.Ельск), Сретенские чтения (г.Мозырь), интеллектуальная командная игра «ФАВОР», олимпиада по Основам православной культуры, областная конференция учебно-исследовательских работ «Мележаўскія чытанні», республиканский литературный конкурс «Здабыткі гісторыі: асобы і падзеі», открытый конкурс творческих и исследовательских работ «Купалаўскія чытанні». Результаты участия отражены в приложении.
Таким образом, можно отметить, что задачи деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию в 2023/2024 учебном году выполнены. Положительная динамика результатов деятельности свидетельствует о том, что стратегия и тактика продуманы и разработаны правильно.
В 2024/2025 учебном году работа ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию будет направлена на решение следующих задач:
В учебном году 2024/2025 работа ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию будет сосредоточена на решении ряда важных задач. В первую очередь, мы стремимся предоставить информационно-методическую поддержку по вопросам духовно-нравственного воспитания, оказывая консультации педагогическим работникам и законным представителям учащихся.
Одной из ключевых задач станет формирование у детей навыков соблюдения морально-правовых норм поведения, а также привитие им ценностей, как христианской, так и светской морали. Мы также намерены углубить знакомства учащихся с богатым культурным и историческим наследием белорусского народа, помогая им осознать важность собственных корней и традиций.
Наконец, мы будем работать над тем, чтобы содействовать формированию у родителей положительного отношения к воспитанию детей на основе духовных ценностей, что создаст гармоничную атмосферу для роста и развития молодежи. Каждая из этих задач станет шагом на пути к гармоничному и сбалансированному воспитанию подрастающего поколения.
Директор государственного
учреждения образований
«Гимназия г.Калинковичи» В.В. Жукова
Начальник отдела образования
Калинковичского районного
исполнительного комитета В.И.Ясковец
11 ноября 2023 года на базе ГУО «Гимназия г.Калинковичи» состоялся завершающий этап и торжественное закрытие Юбилейных X Туровских епархиальных образовательных чтений на тему: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
На мероприятии присутствовали начальник отдела образования Калинковичского райисполкома Ясковец Валентина Игнатьевна и заместитель начальника отдела Шавловская Светлана Васильевна, заведующий районным учебно-методическим кабинетом Савицкая Лилия Петровна, председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии, наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей).
Открыли мероприятие приветственными словами директор гимназии Жукова Валентина Владимировна и начальник отдела образования Калинковичского райисполкома Ясковец Валентина Игнатьевна. Затем игумен Авксентий поблагодарил участников Чтений за проделанную работу, а также выразил надежду, что многие приобрели для себя что-то полезное и смогут с этим багажом в дальнейшем продолжать свою педагогическую, интеллектуальную и творческую деятельность.
После состоялась торжественная церемония награждения, на которой отец Авксентий и Валентина Игнатьевна вручили победителям специальные Дипломы и Благодарности.
10 ноября 2023 года по благословению преосвященного Леонида, епископа Туровского и Мозырского, в г. Мозыре и в г. Калинковичи прошли Юбилейные X Туровские епархиальные образовательные чтения на тему: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».
Чтения проводятся Туровской епархией Белорусской Православной Церкви совместно с Мозырским государственным педагогическим университетом им. И.П. Шамякина, органами исполнительной власти Мозырского и Калинковичского райисполкомов и районов входящих в каноническую юрисдикцию Туровской епархии.
Во второй половине дня работа Туровских епархиальных образовательных чтений была продолжена по секциям в гимназии г. Калинковичи.
Работа секций включала в себя следующие направления:
— «Культурно-историческое наследие белорусского народа: диалог поколений»,
— «Историческая память как фактор единства общества»,
— «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе и вузе»,
— «Христианские ценности в современном образовательном процессе»,
— «Взаимодействие Церкви и государства: исторический опыт, основные направления и перспективы».
В ходе работы секций слушателям были представлены интересные научные доклады и передовой педагогический опыт, которым поделились выступающие. Обсуждали актуальные проблемы, связанные с духовно-нравственным, гражданско-патриотическим воспитанием молодежи, нахождение эффективных подходов к взаимодействию Церкви и государства и многое другое. Кроме этого, в рамках мероприятия состоялась презентация недавно выпущенной в рамках второго этапа проекта «История страны – в истории семьи» книги-воспоминаний «Дети войны».
Также в рамках мероприятия был проведен видеомост по заявленной проблематике между МГПУ им. И. П. Шамякина и педагогическими университетами нашей республики, а также Российской Федерации, и состоялся круглый стол на тему «Патриотизм как неотъемлемая часть культуры человека».
Следует отметить, что Туровские епархиальные образовательные чтения давно уже имеют республиканский статус. На этот раз на форум поступило 256 заявок от участников не только из разных уголков Беларуси, но и из Российской Федерации. Это педагогические работники из 14-ти ведущих вузов Беларуси, воспитатели детских учреждений, ученые, студенты, священнослужители, краеведы, работники культуры, музейные работники, представители правоохранительных органов, волонтерских движений, сотрудники соцобеспечения и другие.