Пункт коррекционно-педагогической помощи

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, утверждённым Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. №131.

Цель работы ПКПП – оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, которые испытывают стойкие или временные трудности в освоении образовательной программы общего среднего образования.

Для достижения поставленной цели в гимназии создана необходимая коррекционно-развивающая среда (выделен отдельный кабинет, полностью соответствующий требованиям) для обеспечения индивидуально-ориентированной помощи учащимся по исправлению или ослаблению имеющихся речевых нарушений; формируются общие способности к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования; осуществляется консультативно-профилактическая деятельность с учителями и родителями по вопросам коррекции речевых нарушений.

 

 

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории Бруй Ольга Валерьевна проводит работу по следующим направлениям: диагностическая, организационная, коррекционно-педагогическая, методическая, консультативно-профилактическая, информационно-аналитическая деятельность.

 

 

 

 

 

              

График работы учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи на 2024/2025 учебный год

 

День недели

Время работы

Понедельник

 

12.00-18.00

 

Вторник

 

12.00-18.00

 

Среда

 

12.00-18.00

 

Четверг

 

12.00-18.00

 

Пятница

 

12.00-18.00

 

 

Консультация для законных представителей – каждая первая пятница месяца 11.00-11.30

 

Консультация для педагогов – каждая первая пятница месяца 11.30-12.00 (по запросу)

 

Учитель-дефектолог:  Бруй Ольга Валерьевна

 

свернуть

Памятка для родителей

Автоматизация звуков в домашних условиях

   Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

 

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:

- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);

- «Назвать слова по картинке»;

- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

 

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

У Сани длинные усы. Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

 

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Ребенку предлагается повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

 

Советы 

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.

Предлагаю Вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.

 

Игра «Загадки» («Узнай по описанию»).

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 

Игра «Чего не стало?».

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

 

Игра «Что изменилось?».

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

 

Игра «Что лишнее?».

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

 

Игра «Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снегоход, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.

 

Игра «Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)

 

свернуть

Полезно знать

Классификация ошибок при дисграфии

 

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;

Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;

Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;

Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;

Замена согласных: тва – два, роча – роща;

Перестановки букв и слогов: онко – окно;

Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,

Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;

Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;

 Слитное написание слов и их произвольное деление:  два – два, бойчасов – бой часов;

 Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

 Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;

 Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;

Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;

Замена слов по звуковому сходству;

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;

Пропуски слов в предложении.

 Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

Зеркальное написание букв: с, э, ю;

Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии

Безударная гласная в корне слова: вада – вода;

Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;

Обозначение смягчения согласных;

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

 

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

Пропуски согласных;

Пропуски гласных;

Перестановки букв;

Добавления букв;

Пропуски, добавления, перестановки слогов;

Слитное написание слов;

Раздельное написание слов;

Слитное написание предлогов с другими словами;

Раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

 Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв  (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)

 

 

свернуть

Про нас пишут в газетах

К логопеду я хожу – с речью правильной дружу

P1019705

Речь неотделима от деятельности человека, тесно связана со всеми психическими процессами. Овладеть языком — задача не из легких. В последнее время все чаще появляются проблемы в формировании речевых навыков у детей не только дошкольного, но и школьного возраста. Это негативно сказывается на овладении детьми школьной программы, что вызывает беспокойство не только у педагогов, но и у родителей.  К счастью, большинство этих проблем можно разрешить с помощью логопеда.

По этой причине директор Валентина Жукова  решила открыть на базе  гимназии пункт коррекционно-педагогической  помощи. Так, в начале 2022/2023 учебного года начал свою деятельность  логопедический пункт под руководством учителя-дефектолога  Ольги  Бруй, педагога 1 квалификационной категории с солидным стажем работы в сфере логопедии.

Казалось бы, для чего логопед нужен школьнику? Часто можно услышать, что только для того, чтобы какие-то звуки «подтянуть». Как рассказала сама Ольга Валерьевна, школьный логопед действительно продолжает работу над звукопроизношением, автоматизирует звуки, которые ребенок научился произносить на логопедических занятиях в детском саду, также развивает все направления речи. Однако, главной задачей школьного логопеда является помочь детям преодолеть трудности в овладении навыками чтения (дислексия) и письма (дисграфия), которые имеют стойкий характер и сопровождаются специфическими ошибками: пропуски, замены, перестановки  букв и слогов.

Таким образом, основной задачей учителя-дефектолога является своевременное выявление нарушения как устной так и письменной речи у младших школьников,  их коррекция, а также консультативная помощь родителям и  педагогам  учреждения по вопросам предупреждения и устранения перечисленных нарушений.

Свои занятия, которые проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме, Ольга Бруй строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребенка. Логопед корректирует не только устную и письменную речь учащихся, но и их психологическое состояние, помогает преодолевать стеснение в общении своих подопечных с другими детьми, учит взаимодействовать в коллективе.

В своей работе логопед опирается на игровую деятельность ребенка. Дети любят играть, никогда не отказываются от путешествия в сказочную страну, любят фантазировать, мечтать и незаметно для себя под руководством опытного педагога выполняют все учебные задачи. Через игру ребенок учится выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, четко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы, читать и писать.

Система работы Ольги Валерьевны уже отлажена и активно поддерживается  руководством гимназии, учителями начальных классов. Вовлечены в нее и родители, без активного участия которых любые усилия логопеда могут быть недостаточными.

Занятия проходят в отдельном специально оборудованном кабинете. В арсенале логопеда компьютерные программы, развивающие игры и пособия.

Быть логопедом — задача не из простых, но Ольга Валерьевна успешно справляется, постоянно используя в работе передовые логопедические технологии и методики.

Ольга Бруй принимает участие в работе школьных и районных учебно-методических объединений, посещает курсы по актуальным вопросам логопедии, находит время на саморазвитие в сфере дефектологии.

– Ольга Валерьевна легко влилась в дружный коллектив гимназии и зарекомендовала себя как ответственный, любящий детей педагог. Всю себя она отдает работе, радуется ежедневным достижениям своих подопечных,  стремится добиться наилучшего результата, — говорит об учителе-дефектологе заместитель  директора гимназии  Светлана Еськова.

– Самую большую потребность чувствуешь в своей профессии, когда удается помочь ребенку, сделать его деятельность более легкой и интересной. Ведь это чудо! После логопедических занятий ребенок не только начинает правильно говорить, он перестает стесняться, становится увереннее в себе, начинает лучше учиться, преодолевает комплексы, находит новых друзей. Методики, которым учили в университете, дидактический материал и инструментарий  становятся волшебством. Благодарные дети и родители дают уверенность в завтрашнем дне. Разве что-то может быть приятнее, если учитель или родители говорят, что ребенок с определенными трудностями  стал успешнее после занятий? – делится Ольга Бруй.

Добиваться качественных результатов работы логопеду помогает тесное сотрудничество со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса. Ведь каждый из них напрямую заинтересован в положительных результатах и успехах учащихся. И педагоги, и родители выполняют все рекомендации логопеда, доверяют его профессионализму. А дети любят внимательную, но требовательную Ольгу Валерьевну.

Светлана ПЕТРЕНКО.

Фото автора.

Статья из газеты "Калiнкавiцкiя навiны"

свернуть