Зелёная школа

ГУО "Гимназия г. Калинковичи" включена  в проект "Зеленая школа".

Для повышения экологической информированности по всему миру создаются сети экологических или Зеленых школ. Сегодня эта сеть объединяет более 40 000 школ в 46 странах мира от Великобритании с Францией до Марокко и Южно-Африканской Республики.

Не осталась в стороне и Беларусь. Работа по созданию сети «Зеленых школ» ведется в нашей стране с 2010 года и поддерживается совместным проектом Европейского союза и Программы развития ООН. За это время разработан образовательный экологический проект «Зеленые школы», который апробирован в школах Мостовского, Миорского и Кобринского районов. Проект направлен на внедрение эффективной образовательной модели в области экологического образования.

В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали Министр образования Республики Беларусь С.А.Маскевич и Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь В.Г.Цалко.

Для участия в проекте «Зеленые школы» приглашаются учреждения общего среднего образования, экологические центры для детей и юношества Беларуси.

В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в пять направлений:

биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;

энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

Приказ "О работе государственного учреждения образования «Гимназия г. Калинковичи» по реализации республиканской программы «Зелёные школы» "

О работе государственного учреждения

образования «Гимназия г. Калинковичи»

по реализации республиканской

программы «Зелёные школы»

 

С  целью  повышения  экологического  образования  учащихся, формирования    экологической  культуры,  повышения  социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать  работу  по  реализации проекта    «Зелёные  школы»  в  рамках совместного  проекта  Европейского Союза  по реализации Программы развития ООН    «Содействие  развитию  всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь».

2.  Назначить  ответственным  за  реализацию  проекта    «Зелёные  школы» заместителя директора по воспитательной работе Цуба С.В.

3.  заместителю директора по воспитательной работе Цуба С.В.:

3.1. разработать план мероприятий по реализации проекта  «Зелёные школы» на 2024/2025 учебный  год;

3.2.  своевременно  размещать информацию о реализации проекта  «Зелёные школы» на сайте гимназии;

3.3. назначить ответственных за выполнение заданий по направлениям проекта:

«Биоразнообразие» -  учителя  биологии  Козел Н.И.,  учителя

начальных классов Злобин О.В., учителя географии Лугового В.В.;

 «Энергосбережение» -  учителя  физики Миранович С.А,  учителя математики Дегтяр С.Н., учителя трудового обучения  Корбаля А.А.;

«Водосбережение» - учителя химии Жукевич В.В., учителя начальных классов Терешко М.Г.;

«Обращение с отходами» -  учителя начальных классов Мавлютову Н.Р., учителя химии Романенко И.В.;

«Информационно-экологические  мероприятия  по  работе  с  местным сообществом» -  учителя биологии Уласик А.М.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Еськову С.А.  

 

Директор                                                                             В.В. Жукова

свернуть

О проекте "Зелёная школа"

Анкета-заявка

Анкета-заявка учреждения образования (иного учреждения, организации) для участия в проекте «Зелёные школы»

 

1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации)

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Калинковичи»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Жукова Валентина Владимировна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

247710 Гомельская область, г.Калинковичи, ул. Батова д.18

4. Телефон (с кодом)

8-02345-3-56-64

5. Факс (с кодом)

80234535664

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

gimn2005@kalinkovichi.gov.by

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Жукевич Вера Владимировна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

+375292649935

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

gimn2005@kalinkovichi.gov.by

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

122

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

1087

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

2013 год

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

 

свернуть

План работы по реализации проекта «Зелёные школы»

План

работы по реализации проекта «Зелёные школы»

государственного учреждения образования

«Гимназия г.Калинковичи»

на 2024/2025 учебный год

 

Раздел 1. «Биоразнообразие»

Цель: активное вовлечение учащихся в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия территории гимназии.

Задачи:

1.Способствовать формированию у учащихся умений и навыков определения видов аборигенных деревьев и кустарников, произрастающих на территории пришкольного участка.

2.Изготовить и разместить скворечники и кормушки для птиц.

3.Изготовить и распространить тематические буклеты и памятки.

 

Задание

Сроки выполнения

Этапы выполнения задания

Ответственные

1.1

Изучить  разнообразие аборигенных и интродуцированых деревьев и кустарников на пришкольной территории

Сентябрь-ноябрь, апрель - май

1.               Создание карты-схемы пришкольного участка

2. Определение видов древесных и кустарниковых видов на пришкольном участке

3. Фотографирование и нанесение на карту – схему данных растений.

4.  Выпуск буклета «Деревья и кустарники на  территории гимназии»

Козел Н.И.

Злобин О.В.

Луговой В.В.

1.2

Посадка деревьев

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Организация посадки деревьев и кустарников на территории гимназии

Козел Н.И.

1.3

Создание искусственных гнездовий для певчих птиц

Февраль - март

1. Изготовление скворечников. Конкурс на лучший скворечник «Встречаем пернатых друзей»

2.Развешивание скворечников на деревьях территории гимназии.

3. Наблюдение за птицами.

Корбаль А.А.

Злобин О.В.

1.4

Подкормка птиц

Ноябрь – март

1.               Изготовление кормушек.

2.               Развешивание кормушек на деревьях участка гимназии.

3.               Организация подкормки птиц.

4.               Выпуск памятки «Птичья столовая»

Козел Н.И.

Злобин О.В.

 

Раздел 2. «Энергосбережение»

 

Цель: изучение потребления электроэнергии в гимназии.

Задачи:

  1. Провести изучение потребление электроэнергии в гимназии и дома.
  2. Разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии.

 

п/п

Задание

Сроки выполнения

Этапы

выполнения

задания

Ответственные

2.1

Аудит использования электроэнергии в гимназии

Сентябрь -май

1. Провести изучение потребления электроэнергии в гимназии

2. Составление плана по рациональному использованию электроэнергии в гимназии

3. Проведение Месячника энергосбережения

4. Подготовка информационного плаката на тему энергосбережения

5. Разработка и распространение памяток по энергосбережению   

6.  Участие в конкурсе проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»

7. Проведение повторного изучения потребления электроэнергии в гимназии

Миранович С.А.

Дегтяр С.Н.

 

Раздел 3. «Водосбережение»

Цель: изучение потребления воды в гимназии.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в гимназии.
  2. Провести изучение потребление воды в гимназии.
  3. Инициировать рациональное использование и экономию воды.

 

Задание

Дата выполнения

Этапы выполнения задания

Ответственные

3.1

Проведение водного аудита в гимназии

Сентябрь - май

1. Провести мониторинга потребления воды в гимназии.

2. Изготовление информационного плаката по итогам водного аудита.

3. Составление плана по рациональному использованию воды в гимназии.

4. Проведение занятий с учащимися «Вода в нашей жизни»

5. Разработка и распространение памятки по рациональному использованию воды и её сбережению.

Терешко М.Г.

Жукевич В.В.

 

Раздел 4. «Обращение с отходами»

 

Цель: Минимизация объемов образования отходов в гимназии.

Задачи:

  1. Изучить количественный и качественный состав бытовых отходов в гимназии.
  2. Вовлечь учащихся в уменьшение и правильное управление отходами внутри гимназии.
  3. Организовать раздельный сбор мусора в гимназии.

 

Задание

Сроки выполнения

Этапы выполнения задания

Ответственные

4.1

Проведение аудита отходов в гимназии

Сентябрь - май

1.          Изучение типа и количества отходов, производимых в гимназии.

2.          Выпуск информационного плаката по итогам аудита отходов.

3.           Проведение беседы с учащимися о необходимости раздельного сбора мусора «Давайте разберемся вместе»

4.          Организация раздельного сбора мусора в гимназии, установка специальных контейнеров в коридоре для различных типов отходов, которые вторично можно использовать: А) бумаги; Б) пластмассы и полиэтилена; В) смешанного мусора; В) батареек.

5.          Проведение гимназического конкурса-выставки «Вторая жизнь старых вещей»

6.          Проведение общегимназического  конкурса по сбору вторсырья «Мы – бережливые»

Мавлютова Н.Р.

Романенко И.В.

 

Раздел 5. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

 

Цели: информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведении в природе и обществе.

Задачи:

  1. Выдвижение природоохранных инициатив;
  2. Проведение информационно-экологических мероприятий;
  3. Участие в районных, областных экологических проектах, акциях, конкурсах;
  4. Привлечение внимания общественности, местных жителей к бережному отношению к природе.

 

Задание

Сроки выполнения

Этапы выполнения задания

Ответственные

5.1

Организация и проведение экологических мероприятий, акций

Сентябрь-  август 

1. Акция «Молодежь за чистоту родного края»

2. Проведение Недели экологического десанта.

3.  Конкурс ученических экопроектов «С заботой об экологии малой родины»

4.   Акция «Лес – наше богатство» ко Всемирному Дню леса

5.    Час художественного чтения «И вечная природы красота» в рамках Дня Земли

6. Фотовыставка «Сохраним природу голубой и зеленой»

7.  Конкурс агитбригад «Земля на чаше весов»

8.   Выпуск информационных буклетов и листовок

9.   Конкурс экологических плакатов

10  Проведение экологического фестиваля

11. Проведение климатических акций в микрорайоне гимназии

12. Работа объединений по интересам «Зеленые школы»

13. Участие в районных, областных, республиканских и международных экологических акциях.

 

свернуть

Биоразнообразие

Цель: Изучить биоразнообразие пришкольной территории.

Задачи:

§ изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории;

§ изучить видовое разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

§ изучить видовое разнообразие птиц на пришкольной территории, произвести их учёт.


Акция "Птушкі ля кармушкі" 

Цель акции - напомнить, как важно подкармливать птиц в холода. Найти корм под снегом зимой сложнее, но при этом его требуется больше: птицам нужна дополнительная энергия, чтобы согреться. Особенно непросто пернатым приходится после того, как земля и ветки деревьев покрываются льдом. Лучший корм для представителей семейства воробьиных - несоленые нежареные семечки подсолнечника. Чистить их не нужно. Можно сделать смесь, добавив к семечкам необработанное зерно проса и овес. Синицы и дятлы с удовольствием едят несоленое свежее сало: его кусочки можно нанизать на гвозди по краям кормушки, привязать к ветке или подвесить в сетке. Воробьи, зеленушки, чижи и поползни любят полакомиться несоленым и нежареным арахисом. В акции приняли участие ребята гимназии.

свернуть

Энергосбережение

Вторсырье

Водосбережение

Информационно-просветительская деятельность

Экологический календарь

21 марта - Международный день леса

22 апреля - Международный день Земли

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

3 декабря - Международный день борьбы с пестицидным загрязнением

5 декабря - Международный день почв

Цель проекта «Зелёные школы» - создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

Основными задачами проектам «Зелёные школы» являются:

  • Формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • Повышение уровня экологического образования учащихся;
  • Внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
  • Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков.
свернуть

Методическая копилка

 

Методическое пособие "Зеленые школы", часть 1

Методическое пособие "Зеленые школы", часть 2


Методический сборник «Из опыта работы учреждений образования Республики Беларусь, реализующих образовательный проект «Зеленые школы»

(с электронным приложением). Автор-составитель Журавель А. В.  Минск, 2020. 


Комплект учебно-игровых материалов

«Климатическая шкатулка»

Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы

Материалы III Международной НПК

Минск, 2020


Документы в помощь “Зеленым школам”

Методический сборник «Из опыта работы учреждений Республики Беларусь. реализующих образовательный проект «Зеленые школы» (с электронным приложением)

Автор-составитель Журавель А.В. Минск, 2020


Смолер Е.И. пособие «Образовательный проект «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования» (с электронным приложением), Минск БГПУ, 2019

АКТУАЛЬНО материалы проета "Зеленые школы"


Материалы семинаров по реализации образовательного проекта «Зеленые школы»

В издательстве «Сер-Вит», Минск, 2020 вышли следующие пособия, которые имеют гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»:

  1. Зеленые школы 1–4 классы Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования. С электронным приложением на диске.  Авторы: Федоров Иван Викторович. Винчевский Александр Евгеньевич

  2. Зеленые школы 5–9 классы. Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования. С электронным приложением на диске. Авторы: Богачева Ирина Викторовна. Винчевский Александр Евгеньевич. Клевец Ирина Ромуальдовна. Петров Константин Алексеевич.

  3. Реализация образовательного проекта «Зеленые школы» на уроках в учреждениях общего среднего образования. Из опыта работы. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования. С электронным приложением на диске. Составитель Счеснович Ольга Анатольевна.

 

свернуть