80-ая годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков

Приближается юбилейная дата – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Жители Беларуси вместе со всеми народами Советского Союза внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом.

23 сентября 1943 года. Именно этот день навсегда вошёл в историю Беларуси как начало освобождения нашей страны от фашистской оккупации. Началось оно с районного центра Комарин. В 2024 году исполняется 80 лет со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

В связи с этим 5 октября 2023 года Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко подписал Указ № 316 «О подготовке и проведении праздничных мероприятий».

Данный документ принят в целях координации деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений по подготовке и проведению на высоком организационном уровне празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Указом создан и утверждён состав Республиканского организационного комитета по подготовке и проведению празднования. Его возглавит премьер-министр Республики Беларусь Роман Александрович Головченко.

Утверждены также Положение о Республиканском оргкомитете, план подготовки и проведения мероприятий.

Принятый Указ будет способствовать патриотическому воспитанию населения, сохранению исторической памяти о вкладе белорусского народа в победу над фашизмом.

Указ Президента Республики Беларусь от 5 октября 2023г. №316.

ПЛАН подготовки и проведения мероприятий по празднованию 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Киноархив "Освобождение Беларуси"

Отчет по проведенным мероприятиям с учащимися гимназии


14 февраля учащиеся классов правовой направленности (классов ОПИ), учащиеся 6 "А" класса посетили обновленный мемориальный комплекс Озаричи. Экскурсия была организована по инициативе начальника отдела принудительного исполнения Калинковичского района Худяковым А. И. Во время экскурсии руководитель музея рассказала об истории и целях создания лагеря фашистским руководством, об освобождении и лечении узников. Мы должны помнить и отдавать честь тем героическим поступкам, которые совершили наши предки. Ведь, благодаря некоторым из них мы имеем то, что у нас сейчас есть. Также учащиеся посетили Озаричскую амбулаторию больницу с круглосуточным пребыванием. Ребята передали угощения и пожелали всем крепкого здоровья. В честь 35-й годовщины вывода советских войск из Афганистана, учащиеся классов правовой направленности возложили цветы к памятнику воинам-интернационалистам.


Ежегодно 8 февраля мир отмечает День юного героя-антифашиста. В гимназии прошли классные часы «День юного героя – антифашиста». Классные руководители рассказали ребятам о мальчишках и девчонках, которые за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, были удостоены самой высокой награды Родины - звания Героя Советского Союза. Школьники с интересом слушали рассказ о своих ровесниках: Лёне Голикове, Зине Портновой, Марате Казее, Вале Котике и других пионерах-героях, чей подвиг навеки останется в памяти поколений. Не забыли упомянуть о мужестве и доблести подрастающего поколения в современном обществе, о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Хочется верить, что в памяти ребят навсегда останутся имена юных солдат, с биографиями которых они познакомились на мероприятии. Подобные уроки способствуют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения, знакомят с историей страны и с событиями минувшей войны, учат состраданию, справедливости, ответственности.


19 января учащиеся 5, 7, 8 классов в рамках акции «От всей души» посетили Озаричскую амбулаторию больницу с круглосуточным пребыванием, а также обновленный мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти и Рождество-Богородичный мужской монастырь. 


Учащиеся гимназии посетили обновленный мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти. 19 марта 1944 года наступающие части Красной Армии в районе местечка Озаричи Полесской области, Белорусской ССР, обнаружили на переднем крае немецкой обороны три концентрационных лагеря, в которых находились дети, нетрудоспособные женщины и старики. Красноармейцы освободили из Озаричских лагерей 33 480 человек, среди которых было 15 960 детей в возрасте до 13 лет, 13 072 нетрудоспособные женщины и 4 448 стариков. Условия в лагере были ужасными: узники в морозы находились на заболоченной местность безо всяких построек. Ни о каких кострах и речи не шло, люди пили воду из проталин и питались чем придётся. Умерших за пределы лагеря никто не вывозил. "Люди, помните нас!" – гласит надпись на одном из мемориалов. Помнить и не забывать...


12 января в гимназии для учащихся 1-11 классов прошел Единый урок, посвященный 80-летию трагедии в белорусской деревне Ола. Учащимся рассказали о геноциде белорусского народа, о трагедии в белорусской деревне. История деревни Ола схожа с историей Хатыни. Так, там погибло 1758 человек, включая 950 детей, 508 женщин, 100 мужчин и 200 стариков.


23 ноября в гимназии состоялся единый день информирования ШАГ на тему "Результаты расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны", в котором приняли участие отдел идеологической работы, культуры по делам молодежи Калинковичского райисполкома, представители прокуратуры Калинковичского района. Представители прокуратуры рассказали учащимся о ходе и результатах этого громкого уголовного дела. Учитель истории Канаш С.Ф. еще раз напомнила учащимся о патриотизме, чувстве гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважении к истории, мире и дружбе как вечных ценностей, осознании ценности Победы, исторической правды, исторической памяти, преемственности поколений.

 

свернуть

Всебелорусский патриотический проект

О реализации Всебелорусского патриотического проекта

В соответствии с Планом подготовки и празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне с целью сохранения исторической памяти о героизме и подвигах белорусского народа в годы войны в период с марта по сентябрь 2024 года в учреждениях образования страны запланировано проведение Всебелорусского патриотического проекта «Память поколений во имя будущего» (далее – Всебелорусский патриотический проект).

Непосредственным организатором проведения Всебелорусского патриотического проекта является учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

Республиканский старт Всебелорусскому патриотическому проекту будет дан 27 февраля 2024 года в г. Могилеве в рамках проведения республиканской научно-практической конференции «Деятельность молодежных объединений как основа формирования патриотического сознания и сохранения исторической памяти».

Положение

о проведении Всебелорусского патриотического проекта

«Память поколений во имя будущего»

  1. Общие положения.
    1. Всебелорусский патриотический проект «Память поколений во имя будущего» (далее – Всебелорусский патриотический проект) проводится в учреждениях образования страны в 2024-2025 годах в рамках реализации Плана подготовки и празднования 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
    2. Организатором проведения Всебелорусского патриотического проекта является Министерство образования Республики Беларусь.

Организационное и методическое сопровождение мероприятий Всебелорусского патриотического проекта осуществляется учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр).

Мероприятия проекта реализуются совместно с республиканским общественным объединением «Белорусский детский фонд».

Организационное проведение Всебелорусского патриотического проекта обеспечивают:

на первом этапе учреждения образования;

на втором этапе – структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;

на третьем этапе – структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.

    1. Для проведения Всебелорусского патриотического проекта создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет), которые:

доводят информацию о Всебелорусском патриотическом проекте до сведения учреждений образования;

осуществляют персональный подбор состава жюри (при необходимости);

анализируют и обобщают итоги проведения Всебелорусского патриотического проекта;

освещают ход подготовки, проведения и результаты Всебелорусского патриотического проекта в средствах массовой информации.

В состав оргкомитетов могут входить представители заинтересованных государственных органов и организаций, учреждений дополнительного образования детей и молодежи всех профилей, общественных объединений, средств массовой информации, законные представители обучающихся и др.

    1. Для подведения итогов мероприятий Всебелорусского патриотического проекта (при необходимости) на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.

Жюри мероприятий Всебелорусского патриотического проекта:

оценивает работы, которые представлены учреждениями образования;

определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий Всебелорусского патриотического проекта;

представляет информацию по результатам мероприятий Всебелорусского патриотического проекта в соответствующие оргкомитеты.

  1. Цель и задачи проведения Всебелорусского патриотического проекта.

Всебелорусский патриотический проект проводится с целью сохранения исторической памяти о героизме и подвигах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи Всебелорусского патриотического проекта:

содействие воспитанию у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотизма и уважения к подвигу защитников Отечества;

формирование чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, укрепление связи между поколениями через активное изучение судеб представителей семьи;

привлечение внимания общественности к важности изучения истории Великой Отечественной войны;

использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий для создания проектов, направленных на увековечение памяти о Великой Отечественной войне;

создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и учащейся молодежи.

  1. УчастникиВсебелорусского патриотического проекта.

Во Всебелорусском патриотическом проекте принимают участие творческие коллективы учреждений образования всех типов (учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения профессионально-технического и специального образования, учреждения дополнительного образования детей и молодежи).

 

  1. Срок реализации Всебелорусского патриотического проекта.

Мероприятия Всебелорусского патриотического проекта реализуются в период с марта по сентябрь 2024 года в четыре этапа:

первый этап ‒ в учреждениях образования. На данном этапе учреждения образования (кроме учреждений образования областного (Минского городского) и республиканского подчинения) направляют лучшие проекты в оргкомитет 2-го этапа;

второй этап ‒ районный, районный для городов, имеющих районное деление, городской (кроме г. Минска). На данном этапе рассматриваются представленные проекты и лучшие проекты направляются в оргкомитет 3-го этапа;

третий этап ‒ областной, Минский городской, в том числе для учреждений образования областного и Минского городского подчинения. На данном этапе рассматриваются представленные проекты и проекты победителей направляются в оргкомитет 4-го этапа;

четвертый ‒ республиканский, в том числе для учреждений образования республиканского подчинения. На данном этапе рассматриваются представленные проекты и определяются победители и призеры мероприятий Всебелорусского патриотического проекта.

Мероприятия Всебелорусского патриотического проекта согласно п. 5.2.-5.3. реализуются в четыре этапа, п. 5.4. – в один этап (номинации 5.4.4. и 5.4.5.), в четыре этапа (номинация 5.4.6.), п. 5.5. ‒ в один этап.

  1. Порядок проведения Всебелорусского патриотического проекта.
    1. В рамках Всебелорусского патриотического проекта в 2024 году запланировано проведение: республиканской акции «История Победы в лицах», республиканского конкурса «Наша Победа. Моя история», республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра», Всебелорусского диктанта «Я расскажу о Победе».
    2. Республиканская акция «История Победы в лицах».
      1. В рамках республиканской акции «История Победы в лицах» (далее – акция) творческие коллективы учреждений образования создают информационные стенды на тему «История Победы в лицах».
      2. На подготовительном этапе акции в учреждениях образования проводится совместная поисковая деятельность по сбору материалов о ветеранах, которые проживали (-ют) в данном населенном пункте (микрорайоне, сельском совете), педагогах учреждения – участниках Великой Отечественной войны.

Педагогические работники совместно с обучающимися участвуют в поисково-исследовательских экспедициях, встречах с очевидцами и участниками событий, их родственниками, записывают воспоминания, изучают литературные источники и тематические интернет-ресурсы, осуществляют культурно-просветительскую и общественно-полезную деятельность.

Полученный материал изучается и систематизируется, разрабатывается индивидуальный макет единого тематического информационного стенда (размеры стенда, его оформление определяются учреждением образования самостоятельно).

  1. Информационный стенд должен содержать:

краткое описание биографии участников Великой Отечественной войны (годы жизни, место рождения (смерти), боевой путь, боевые и трудовые награды, заслуги), другие необходимые по мнению участников сведения;

фотографии исследуемых героев военного (при наличии) и послевоенного (при необходимости) времени;

qr-коды, которые дополняют биографические сведения.

Для оценивания предоставляется электронный макет информационного стенда (в приемлемом качестве для печати в полном масштабе). Дополнительно прилагается информационная справка, которая содержит описание работы по подготовке, созданию информационного стенда и перспективам его использования с подтверждающими фотографиями, а также материал о просветительской и общественно-полезной деятельности учреждения образования по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны.

  1. Критерии оценки информационного стенда:

полнота представления материалов на информационном стенде;

оформление информационного стенда (оригинальность, качество фотографий, форма представления и др.);

показатели, представленные в информационной справке (разнообразие методов сбора материалов, процент вовлеченности педагогического коллектива и обучающихся в эту работу, использование стенда в образовательном процессе учреждений образования);

дополнительные материалы, представленные в qr-кодах на информационном стенде.

  1. Лучшие информационные стенды определяются среди учреждений образования всех типов:

на втором этапе – среди учреждений дошкольного образования, учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи района/ города, учреждений специального образования (1 победитель (1 место) среди учреждений образования каждого типа);

на третьем этапе – среди победителей второго этапа, а также учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (не более 3 победителей (1 место) среди учреждений образования каждого типа);

на четвертом этапе – среди победителей третьего этапа, а также учреждений республиканского подчинения (не более 3 победителей (1 место) среди учреждений образования каждого типа).

Рекомендуется презентовать лучшие информационные стенды учреждений образования в рамках проведения мероприятий, посвященных 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также использовать их в работе по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

  1. Республиканский конкурс «Наша Победа. Моя история».
    1. В республиканском конкурсе «Наша Победа. Моя история» (далее – конкурс) принимают участие обучающиеся учреждений образования всех типов.
    2. На подготовительном этапе конкурса обучающимися проводится мини-исследование о страницах Великой Отечественной войны в истории их семьи:

организуются встречи с родственниками и записываются их воспоминания;

изучаются документы, фотографии, реликвии и другие материалы семейных архивов, отображающие историю своей семьи, отдельных ее представителей в период событиях Великой Отечественной войны;

дополнительно изучаются тематические интернет-ресурсы, литературные и другие источники, которые позволяют дополнить имеющиеся данные.

  1. Конкурс проводится в двух номинациях: «Книга памяти моей семьи» и «Память поколений в истории моей семьи».
  2. Номинация «Книга памяти моей семьи».
    1. В данной номинации предоставляется материал о представителях семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне на фронтах и в тылу, являлись очевидцами событий данного периода. Материал может содержать: воспоминания, фотографии, документы, письма и другие необходимые сведения.
    2. «Книга памяти моей семьи» оформляется в виде:

лэпбука (номинация для воспитанников учреждений дошкольного образования, учащихся учреждений образования в возрастной категории до 14 лет (включительно) с участием педагогических работников и родителей);

фотокниги (номинация для учащихся с 15 лет и старше, студентов).

  1. Формат лэпбука определяется участниками самостоятельно в зависимости от возрастной категории (стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка и др.). Для размещения материала о своих родных рекомендуется использовать интерактивные элементы (вкладки и подвижные детали, конверты, кармашки, дверки, окошки и др.).

Проект предоставляется в бумажном варианте.

  1. В фотокниге в творческой форме представляется фотоматериал с описанием жизненного пути представителя рода (одного или нескольких): биографический портрет (годы жизни, место рождения (смерти), призыва, службы, воинское звание), боевой/ трудовой путь, награды, др.

Дополнительно в фотокниге может быть представлен документальный материал, ссылки на другие источники, которые позволяют получить новые сведения о судьбах поколений семьи военного времени.

Проект предоставляется в электронном варианте в форматах Power Point, PDF.

  1. Критерии оценки проектов: содержательность представленного материала и его познавательная ценность; эстетичность, оригинальность, творческий подход; наличие дополнительного материала и его представление в проекте.
  1. Номинация «Память поколений в истории моей семьи».
    1. В данной номинации предоставляется видеопроект, в котором участникам конкурса необходимо рассказать о судьбе своих родных – участников Великой Отечественной войны, их боевом пути, примерах мужества и доблести, трудовых подвигах в военное время, их вкладе в Великую Победу.

Основой видеопроекта являются воспоминания родственников о членах семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне, являющихся ее очевидцами, дополненные материалами, полученными в ходе исследования.

Видеопроект представляется в форме репортажа с элементами интервью, рассказа, с использованием фотографий семейного и других архивов, документов, др. Рассказ ведется от автора видеопроекта (кадровая или закадровая озвучка). Допускается использование при съемке и монтаже видеопроекта специальных программ и инструментов.

Видеопроект должен быть представлен в виде одного файла формата avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Название файла должно соответствовать названию видеопроекта.

Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Не рассматриваются видеопроекты, смонтированные в виде слайд-шоу.

Проект предоставляется в электронном варианте.

Критерии оценки видеопроекта:  информативность, логичность; операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты); режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность); общее эмоциональное восприятие.

  1. Для участия в республиканском этапе конкурса предоставляется не более 3 проектов – победителей областного (Минского городского) этапов в каждой номинации и типе учреждений (при их наличии), 1 проекта в номинации от учреждения высшего образования.
  1. Республиканская акция по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра».
    1. В республиканской акции по благоустройству и озеленению территорий «Цветы добра» (далее – акция) принимают участие коллективы обучающихся учреждений образования всех типов в возрастной категории с 12 лет и старше под руководством педагогических работников.
    2. Акция проводится в номинациях «Гирлянда Победы», «Букет ветерану», «Счастливое детство».
    3. Номинация «Гирлянда Победы».
      1. В данной номинации участники изготавливают гирлянду или венок из цветов, зелени, дополнительных материалов.

Выполненное произведение в преддверии Дня Победы возлагается к памятному месту, связанному с событиями Великой Отечественной войны в родном городе (населенном пункте).

  1. Техника выполнения гирлянды/ венка свободная.
  1. Номинация «Букет ветерану».
    1. В данной номинации участники изготавливают букеты из живых цветов, и декоративных элементов ручной работы для вручения ветеранам войны (малолетним узникам, очевидцам военных событий, ветеранам труда).
    2. Техника выполнения букета свободная.
    3. Для участия в акции в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану» предоставляется творческий отчет в форме мультимедийной презентации (Power Point) в бумажном и электронном вариантах.

В творческом отчете должны быть отражены этапы выполнения работы и видеоматериал (хронометраж 3-5 минут) о возложении гирлянды к памятнику или вручении букета ветерану.

  1. Критерии оценки проектов в номинациях «Гирлянда Победы» и «Букет ветерану»: общая идея, оригинальность; сложность работы, композиция, пропорции, визуальный баланс; выбор материала, цветовое решение; техника выполнения.

5.4.6. Номинация «Счастливое детство»

5.4.6.1. В данной номинации участники создают проект тематического цветника в регулярном стиле, посвященного освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

5.4.6.2. При составлении проекта могут быть использованы однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, малые архитектурные формы, отсыпки из инертного материала.

Площадь сада не менее 10 м².

5.4.6.3. Творческий отчет предоставляется в форме текстового материала (формат А4, шрифт Times New Roman 14) с описанием проекта цветника и графической части с экспликацией растений и условными обозначениями в бумажном и электронном вариантах.

5.4.6.4. Критерии оценки проектов:

обоснование данного решения идеи и его оригинальность;

эстетичный вид проекта цветника;

простота ухода, сочетание с окружающим ландшафтом;

видовое и сортовое разнообразие выращиваемых культур.

  1. Для участия в республиканском этапе акции предоставляется не более 6 проектов – победителей областного (Минского городского) этапов в каждой номинации и типе учреждений (при их наличии), 1 проекта в номинации от учреждения высшего образования.
  1. Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе»

Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе» (далее – диктант) проводится с целью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, повышения исторической грамотности и патриотического потенциала детей и учащейся молодежи.

Диктант проводится в единый день во всех учреждениях образования и посвящен 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

Диктант может состоять из двух частей: написание текста диктанта и выполнение текстовых заданий (сложность диктанта определяется в зависимости от возраста обучающихся).

 

свернуть