Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Калинковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
1.1. Орган ученического самоуправления - управление жизнедеятельностью
коллектива гимназии, осуществляемое обучающимися, основанное на их инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях обучающихся.
1.2. В своей деятельности орган ученического самоуправления руководствуется Законом РБ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом гимназии, а также настоящим Положением.
1.3. Деятельность органа ученического самоуправления направлена на:
2.1. Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления
являются:
2.2. Для достижения своих целей орган ученического самоуправления решает следующие задачи:
3.4. Основные формы работы органов ученического самоуправления:
- КТД /познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые;
4.1. Органы ученического самоуправления создаются на добровольных началах, выборной основе.
4.2. Структура органов самоуправления: начальное звено 1-4 классы «Солнечная страна», среднее звено 5-8 классы «Страна детства» и Совет старшеклассников - 9-11 классы «Демократическая Республика Гимназия»
5.1. Ученическое самоуправление строится на принципах:
5.2. Основу ученического самоуправления в 5-8 классах составляет классное ученическое самоуправление - советы классов, групп, которое состоит из:
В 9-11 классах действует модель ученического самоуправления «Демократическая Республика Гимназия» Во главе гимназии находится Совет министров, в который входит Президент гимназии и Министры из числа учащихся 9-11 классов. Министры гимназии возглавляют министерства:
5.3. Высшим органом ученического самоуправления является Общий сбор обучающихся, который:
5.4. К компетенции самоуправления гимназии относятся:
5.5. Ученическое самоуправление сотрудничает с администрацией гимназии. За директором гимназии, педагогами, сохраняется право на общее руководство ученическим самоуправлением, контроль организации жизни ученического коллектива. Педагоги в ученическом совете выступают в роли равноправных участников совместной работы, руководствуясь в своей деятельности методами косвенного воздействия, творческого взаимодействия, совета, просьбы, рекомендации.
6.1. Любой обучающийся гимназии, равно как и органы совета гимназии ученического самоуправления, имеет право:
6.2. Обучающиеся, входящие в органы ученического самоуправления, обязаны:
Система ученического самоуправления в ГУО «Гимназия г. Калинковичи»
на 2017-2018 учебный год
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай действовать мне самому, и я научусь!»
Предметом особого внимания в системе воспитательной работы является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.
Под ученическим самоуправлением мы понимаем целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления (самоактивизация, организованное саморегулирование и коллективный самоконтроль).
Ценности и принципы организации деятельности.
Ценности |
Принципы |
Каждый выполняет свои обязанности |
Принцип распределения полномочий |
Каждый равноправный участник |
Принцип равноправия |
Каждый имеет право выбирать и быть избранным |
Принцип выборности |
Каждый имеет право передать свой опыт младшему |
Принцип преемственности |
Каждый имеет право знать |
Принцип открытости и гласности |
Каждый имеет право голоса |
Принцип демократии |
Каждый имеет право на достижение цели |
Принцип целесообразности |
Каждый имеет право на доброжелательное отношение |
Принцип гуманности |
Каждый имеет право на совет |
Принцип совета и согласия |
Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельности |
Принцип свободы и самодеятельности |
Каждый имеет право на критику и самокритику |
Принцип критики и самокритики |
Каждый отчитывается о своей работе |
Принцип отчётности |
Цели и задачи.
Цель ученического самоуправления – передача опыта от старших к младшим, организация опыта самореализации учащихся, включающая в себя силу воли человека, целеустремлённость, прогнозирование своего поведения в жизни, способность самовоспитания, самосовершенствования
Задачи:
* реализация прав и обязанностей учащихся;
* организация коллективной творческой деятельности;
* становление и сплочение классных коллективов;
* формирование управленческих умений;
* формирование активной жизненной позиции.
Основное содержание деятельности органов ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления имеет свои особенности. Самоуправление в гимназии направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением:
1. учит ребят умению руководить и подчиняться;
2. учит быть требовательным, объективным и самостоятельным;
3. способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
4. вырабатывает правильное отношение к критике;
5. создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
6. даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе, гимназии;
7. позволяет построить отношения сотрудничества классного руководителя с классом.
Основу ученического самоуправления в 5-8 классах «Страна детства» составляет классное ученическое самоуправление /советы классов, групп, которое состоит из:
- службы организации учебного процесса /староста, заместитель старосты/;
- служба организации досуговой деятельности, службы организации спортивной и трудовой деятельности.
Во главе ученического самоуправления в 9-11 классах «Демократическая Республика Гимназия» находится Совет министров, в который входит Президент гимназии и Министры из числа учащихся 9-11 классов. Министры гимназии возглавляют министерства:
- образования;
- культуры;
- печати
- спорта;
- экономки;
- внутренних дел.
Президент гимназии избирается 1 раз в год. После проведения предвыборной кампании, где доверенные кандидата ведут агитационную работу (наглядная агитация, словесное убеждение, предвыборные дебаты, массовые выступления). Кандидат в президенты разрабатывает и представляет свою программу.
Выборы президента проводятся в конце сентября. В этот день наблюдается торжественная обстановка, звучит музыка. В избирательной комиссии работают секретари и независимые наблюдатели. Следующим этапом выборов являются подсчёт голосов и оглашение результата выборов, которые вывешиваются на стене гласности. В октябре проходит инаугурация президента гимназии.
Министры ведут учёт посещаемости заседаний, планируют работу по своим направлениям, совместно со своими министерствами и кураторами ведут необходимую документацию, доводят до сведения своих министерств решения совета министров, подводят итоги по своему направлению и фиксируют результаты своей деятельности в книге протоколов.
Совет министров и Президент методом «мозгового штурма» планируют работу ученического коллектива и утверждают планы работы министерств. Создают советы дела, обсуждают проведение КТД и подводят итоги участия классов в общегимназических мероприятиях.
Совет министров собирается не реже двух раз в четверть для планирования и подведения итогов. Заседания министерств проходят по понедельникам не реже двух раз в четверть. Совет министров и Президент отчитываются о проделанной работе за четверть на заседаниях Совета министров. Результаты работы министерств вывешиваются на стене гласности в виде листовок «Наши достижения» по каждому направлению.
Данная модель позволяет создать в гимназии такую обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися.
9-11 классы «Демократическая Республика Гимназия»
Президент:
*организует стратегическое планирование деятельности Совета Министров;
* определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета Министров;
* организует работу по согласованию деятельности Совета Министров с администрацией гимназии, методическими объединениями и другими органами, существующими в гимназии;
* назначает министров;
* осуществляет контроль исполнения решений Советов Министров;
* протоколирует заседания Совета Министров.
Главный Министр экономики:
* проводит заседания министров экономики, ответственных за дежурство; разъясняет ответственным за дежурство их обязанности;
* разрабатывает и предлагает на обсуждение в Совете Министров систему контроля дежурства по гимназии и классам;
* контролирует выполнение своих обязанностей дежурными по классам;
* проверяет санитарное состояние классов не менее одного раза в месяц;
* организует дежурство по гимназии во время массовых мероприятий
(гимназические праздники, семинары);
* является членом всех комиссий, связанных с хозяйственными вопросами;
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.
Главный Министр печати:
* проводит совещания министров печати, разъясняет председателям редколлегий цели и задачи министерства, а также их обязанности;
* разрабатывает и предлагает Совету Министров для рассмотрения проекты, связанные с развитием гимназических средств массовой информации, а также план работы министерства;
* отвечает за освещение в изданиях гимназии всех массовых мероприятий проводимых в гимназии;
*отвечает за информационное обеспечение работы Совета Министров;
* отвечает за своевременное изготовление печатных поздравлений - стенгазета « с Днём рождения»;
* курирует информационную работу в классах;
* организует взаимодействие со средствами информации других образовательных учреждений;
* проводит совещание Министров печати;
* является членом всех комиссий, связанных с художественной, печатной, информационной деятельностью гимназии;
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.
Главный Министр спорта:
* проводит совещания Министров спорта, ответственных за проведение спортивной работы, разъясняет им цели, задачи и обязанности;
* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами самоуправления гимназии;
* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров Спортивно-оздоровительную программу на год с указанием целей и плана основных событий;
* участвует в организации всех спортивно-оздоровительных мероприятий в школе;
* является членом судейских коллегий;
* организует в гимназии «дни здоровья», товарищеских встреч между учителями и учениками по различным видам спорта;
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;
* участвует в работе по внедрению целевой программы ;
*участвует в проведении конкурса « Самый здоровый класс гимназии»
Главный Министр культуры:
* проводит совещания Министров культуры, ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;
* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу основных культурно - массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;
* участвует в организации всех культурно-массовых и просветительских мероприятий в гимназии;
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.
Главный министр образования:
* проводит совещания Министров образования, ответственных за успеваемость; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;
* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу
основных учебно-познавательных мероприятий на год, с указанием целей и задач;
* участвует в организации и проведении образовательных мероприятий, учебных олимпиад.
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;
Главный Министр внутренних дел:
* проводит совещания Министров внутренних дел, ответственных за внутренний порядок в гимназии; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;
* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу
основных профилактических мероприятий на год, с указанием целей и задач
* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.
1.1 Ученическое самоуправление действует на базе гимназии.
1.2 Ученическое самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом гимназии, Уставом ученического самоуправления гимназии и Конституцией РБ.
1.3 Ученическое самоуправление – общественное, самодеятельное, самоуправляемое, добровольное объединение учеников.
Самоуправление создано в целях:
2.1 Демократизации образовательного процесса в гимназии.
2.2 Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
2.3 Развития социально значимых проектов.
2.4 Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.
Основными задачами самоуправления являются:
Деятельность самоуправления в гимназии строится на следующих основных принципах:
3.1 Высшим руководящим органом ученического самоуправления (Парламента) является Совет министров (выборный орган), который имеет право представлять и защищать права ученического самоуправления и всех обучающихся гимназии в администрации гимназии.
3.2 Парламент обладает следующими полномочиями:
3.2.1 Избирает из своего состава членов министерств.
3.2.2 Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.
3.2.3 Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству гимназии, вносить предложения в администрацию гимназии.
3.3 Порядок работы ученического самоуправления:
3.3.1 Руководит ученическим самоуправлением президент, который выбирается (раз в год) из числа депутатов парламента гимназии путём голосования.
3.3.2 Министры ученического самоуправления избираются членами парламента из числа членов парламента.
3.4. Членами ученического самоуправления являются ученики гимназии, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.
3.5. Утрата членства происходит в случае ликвидации ученического самоуправления гимназии.
Срок полномочий парламента гимназии – 12месяцев.
5.1 Изменения и дополнения в Устав ученического самоуправления вносятся парламентом гимназии при принятии их большинством голосов на заседании парламента, либо на общем заседании ученического самоуправления гимназии.