Ученическое самоуправление

Положение об ученическом самоуправлении

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Орган ученического самоуправления - управление жизнедеятельностью
 коллектива гимназии, осуществляемое  обучающимися, основанное на их инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях обучающихся.
1.2.  В своей деятельности орган ученического самоуправления руководствуется Законом РБ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом гимназии, а также настоящим Положением.
1.3. Деятельность органа  ученического самоуправления направлена на:

  • приобщение   обучающихся   к   участию  в решении  вопросов   организации   жизни коллектива гимназии;
  • достижение обучающимися соответствующего образовательного и культурного уровня;
  • адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • воспитание у обучающихся   гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения  к правам  человека, любви к окружающей природе.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


2.1. Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления
являются:

  • обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и
    творческой самореализации обучающихся в соответствии с их потребностями;
  • обеспечение условий для защиты прав и интересов обучающихся, а также отстаивание таковых.   

2.2. Для  достижения   своих  целей   орган  ученического   самоуправления решает следующие задачи:

  • формирование качеств личности обучающихся  с помощью организации их жизни и деятельности;
  • оказание помощи обучающимся  в познании себя и окружающих.
  • социальная защита их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личное проявление каждого возможно только в коллективе.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация деятельности органа ученического самоуправления строится на интересах  обучающихся   и не входит в противоречия с Уставом гимназии.
3.2. Для решения основных учебно-воспитательных задач органы ученического самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями воспитательной работы гимназии.
3.3. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни обучающихся:
  • поддержание порядка и дисциплины в гимназии;
  • организация учебного процесса;
  • организация внеклассной и гимназической деятельности обучающихся.

3.4.   Основные формы работы органов ученического самоуправления:
- КТД /познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые;

  • дискуссии;
  • клубная, кружковая работа;
  • конкурсы;
  • деловые игры;
  • мозговая атака, семинары, конференции и т. д.

IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

4.1. Органы ученического самоуправления создаются на  добровольных началах, выборной основе.
4.2. Структура органов самоуправления:  начальное звено 1-4 классы «Солнечная страна», среднее звено 5-8 классы «Страна детства» и Совет старшеклассников - 9-11 классы «Демократическая Республика Гимназия»

                                                                                
V.  УПРАВЛЕНИЕ

5.1. Ученическое самоуправление строится на принципах:

  • распределения полномочий;
  • равноправия;
  • выборности;
  • преемственности
  • открытости и гласности;
  • демократии;
  • целесообразности;
  • гуманности;
  • совета и согласия;
  • свободы и самодеятельности;
  • критики и самокритики;
  • отчётности.

5.2. Основу   ученического   самоуправления в 5-8   классах  составляет  классное   ученическое самоуправление - советы классов, групп, которое состоит из:

  • службы организации учебного процесса - староста, заместитель старосты;
  • служба организации  досуговой деятельности, службы организации спортивной и трудовой деятельности.

В 9-11 классах действует модель ученического самоуправления «Демократическая Республика Гимназия» Во главе гимназии находится Совет министров, в который входит Президент гимназии и Министры из числа учащихся 9-11 классов.  Министры гимназии возглавляют министерства:

  • - образования;
  • - культуры;
  • - печати 
  • - спорта;
  • - экономки;
  • - внутренних дел.

5.3. Высшим органом ученического самоуправления является Общий сбор обучающихся, который:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении гимназией;
  • рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся  в коллективе;
  • общее собрание обучающихся   проводится  два  раза в течение учебного года.

5.4. К компетенции  самоуправления  гимназии относятся:

  • оказание помощи классному ученическому самоуправлению, педагогам в организации всех сторон жизни  коллектива;
  • участие в управлении жизнью гимназии как государственного учреждения, повседневной деятельностью  коллектива;
  • определение содержания и форм деятельности ученического самоуправления;
  • оказание помощи в организации воспитательной работы с учащимися I ступени.

5.5.  Ученическое самоуправление  сотрудничает с администрацией гимназии. За директором гимназии, педагогами, сохраняется право на общее руководство ученическим самоуправлением, контроль организации жизни ученического коллектива. Педагоги в  ученическом совете выступают в роли равноправных участников совместной работы, руководствуясь в своей деятельности методами косвенного воздействия, творческого взаимодействия, совета, просьбы, рекомендации.

VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

6.1.   Любой   обучающийся   гимназии,   равно   как   и   органы  совета гимназии ученического самоуправления, имеет  право:

  • на уважение своей чести и достоинства, обращение, в случае конфликтной ситуации, в высшие органы  ученического самоуправления гимназии;
  • выражать и отстаивать личные интересы и интересы своих классов, иметь от  ученического  совета гимназии защиту и поддержку;
  • на участие в управлении делами гимназии;
  • открыто и корректно выражать свое мнение, критиковать действия органов  самоуправления, высказывать свои предложения для рассмотрения их в дальнейшем на заседании  общего сбора гимназии;
  • объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т.д.,  не противоречащие своей деятельностью целям и задачам гимназического самоуправления, Уставу  гимназии.

6.2. Обучающиеся, входящие в органы ученического самоуправления, обязаны:

  • показывать пример в учебе, труде;
  • беречь  собственность гимназии, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;
  • заботиться об авторитете своей гимназии;
  • информировать класс о своей деятельности;
  • выполнять Устав гимназии, распоряжения администрации гимназии.

Настоящее положение рассмотрено и принято решением
педагогического совета гимназии
Протокол от  27.09.2013 года № 1

 

 

 

Система ученического самоуправления в ГУО «Гимназия г. Калинковичи»

на 2017-2018 учебный год

 

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай действовать мне самому, и я научусь!»

 

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.

Под ученическим самоуправлением мы понимаем целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления (самоактивизация, организованное саморегулирование и коллективный самоконтроль).

         Ценности и принципы организации деятельности.

Ценности

Принципы

Каждый выполняет свои обязанности

Принцип распределения полномочий

Каждый равноправный участник

Принцип равноправия

Каждый имеет право выбирать и быть избранным

Принцип выборности

Каждый имеет право передать свой опыт младшему

Принцип преемственности

Каждый имеет право знать

Принцип открытости и гласности

Каждый имеет право голоса

Принцип демократии

Каждый имеет право на достижение цели

Принцип целесообразности

Каждый имеет право на доброжелательное отношение

Принцип гуманности

Каждый имеет право на совет

Принцип совета и согласия

Каждый имеет право на свободу и выбор своей деятельности

Принцип свободы и самодеятельности

Каждый имеет право на критику и самокритику

Принцип критики и самокритики

Каждый отчитывается о своей работе

Принцип отчётности

 

Цели и задачи.

Цель ученического самоуправления – передача опыта от старших к младшим, организация опыта самореализации учащихся, включающая в себя силу воли человека, целеустремлённость, прогнозирование своего поведения в жизни, способность самовоспитания, самосовершенствования

Задачи:

* реализация прав и обязанностей учащихся;

* организация коллективной творческой деятельности;

* становление и сплочение классных коллективов;

* формирование управленческих умений;

* формирование активной жизненной позиции.

 

Основное содержание деятельности органов ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления имеет свои особенности. Самоуправление в гимназии направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением:

1. учит ребят умению руководить и подчиняться;

2. учит быть требовательным, объективным и самостоятельным;

3. способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

4. вырабатывает правильное отношение к критике;

5. создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;

6. даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе, гимназии;

7. позволяет построить отношения сотрудничества классного руководителя с классом.

Основу  ученического  самоуправления в 5-8 классах «Страна детства» составляет классное ученическое  самоуправление /советы классов, групп, которое состоит из:

-    службы организации учебного процесса /староста, заместитель старосты/;
- служба организации  досуговой деятельности, службы организации спортивной и трудовой деятельности.

Во главе ученического самоуправления в 9-11 классах «Демократическая Республика Гимназия» находится Совет министров, в который входит Президент гимназии и Министры из числа учащихся 9-11 классов. Министры гимназии возглавляют министерства:

- образования;

- культуры;

- печати  

- спорта;

- экономки;

- внутренних дел.

       Президент гимназии избирается 1 раз в год.  После проведения предвыборной кампании, где доверенные кандидата ведут агитационную работу (наглядная агитация, словесное убеждение, предвыборные дебаты, массовые выступления). Кандидат в президенты разрабатывает и представляет свою программу.

Выборы президента проводятся в конце сентября. В этот день наблюдается торжественная обстановка, звучит музыка. В избирательной комиссии работают секретари и независимые наблюдатели. Следующим этапом выборов являются подсчёт голосов и оглашение результата выборов, которые вывешиваются на стене гласности. В октябре проходит инаугурация президента гимназии.

    Министры ведут учёт посещаемости заседаний, планируют работу по своим направлениям, совместно со своими министерствами и кураторами ведут необходимую документацию, доводят до сведения своих министерств решения совета министров, подводят итоги по своему направлению и фиксируют результаты своей деятельности в книге протоколов.

Совет министров и Президент  методом «мозгового штурма» планируют работу ученического коллектива и утверждают планы работы министерств. Создают советы дела, обсуждают проведение КТД и подводят итоги участия классов в общегимназических мероприятиях.

Совет министров собирается не реже двух раз в четверть для планирования и подведения итогов. Заседания министерств проходят по понедельникам не реже двух раз в четверть. Совет министров и Президент отчитываются о проделанной работе за четверть на заседаниях Совета министров. Результаты работы министерств вывешиваются на стене гласности в виде листовок «Наши достижения» по каждому направлению.

Данная модель позволяет создать в гимназии такую обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися.

9-11 классы «Демократическая  Республика Гимназия»

Президент:

*организует стратегическое планирование деятельности Совета Министров;

* определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета Министров;

* организует работу по согласованию деятельности Совета Министров с администрацией гимназии, методическими объединениями и другими органами, существующими в гимназии;

* назначает министров;

* осуществляет контроль исполнения решений Советов Министров;

* протоколирует заседания Совета Министров.

Главный Министр экономики:

* проводит заседания министров экономики, ответственных за дежурство; разъясняет ответственным за дежурство их обязанности;

* разрабатывает и предлагает на обсуждение в Совете Министров систему контроля дежурства по гимназии и классам;

* контролирует выполнение своих обязанностей дежурными по классам;

* проверяет санитарное состояние классов не менее одного раза в месяц;

* организует дежурство по гимназии во время массовых мероприятий

(гимназические праздники, семинары);

* является членом всех комиссий, связанных с хозяйственными вопросами;

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

               Главный Министр печати:

* проводит совещания министров печати, разъясняет председателям редколлегий цели и задачи министерства, а также их обязанности;

* разрабатывает и предлагает  Совету Министров для рассмотрения проекты, связанные с развитием гимназических средств массовой информации, а также план работы министерства;

* отвечает за освещение в изданиях гимназии всех массовых мероприятий проводимых в гимназии;

*отвечает за информационное обеспечение работы Совета Министров;

* отвечает за своевременное изготовление печатных поздравлений - стенгазета « с Днём рождения»;

* курирует информационную работу в классах;

* организует взаимодействие со средствами информации других образовательных учреждений;

* проводит совещание Министров печати;

* является членом всех комиссий, связанных с художественной, печатной, информационной деятельностью гимназии;

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.      

Главный Министр спорта:

* проводит совещания Министров спорта, ответственных за проведение спортивной работы, разъясняет им цели, задачи и обязанности;

* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами самоуправления гимназии;

* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров Спортивно-оздоровительную программу на год с указанием целей  и плана основных событий;

* участвует в организации всех спортивно-оздоровительных мероприятий в школе;

* является членом судейских коллегий;

* организует в гимназии «дни здоровья», товарищеских встреч между учителями и учениками по различным видам спорта;

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;

* участвует  в работе по внедрению целевой программы ;

*участвует в проведении конкурса  « Самый здоровый класс гимназии»

Главный Министр культуры:

* проводит совещания Министров культуры, ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

*  осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического  самоуправления;

* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу основных культурно - массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;

* участвует в организации всех культурно-массовых и просветительских мероприятий в гимназии;

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

Главный министр образования:

* проводит совещания Министров образования, ответственных за успеваемость; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;

* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу

основных учебно-познавательных мероприятий на год, с указанием целей и задач;

* участвует в организации и проведении образовательных мероприятий, учебных олимпиад.

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;

Главный Министр внутренних дел:

* проводит совещания Министров внутренних дел, ответственных за внутренний порядок в гимназии; разъясняет им цели, задачи и обязанности;

* осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;

* разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу

основных профилактических мероприятий на год, с указанием целей и задач

* ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

свернуть

Устав ученического самоуправления ГУО «Гимназия г. Калинковичи» (принят Советом Министров Гимназии)

 1. Общие положения.

 1.1  Ученическое самоуправление действует на базе гимназии.

1.2 Ученическое  самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом гимназии, Уставом ученического самоуправления гимназии и Конституцией РБ.

1.3 Ученическое самоуправление – общественное, самодеятельное, самоуправляемое, добровольное объединение учеников.

2. Цели, задачи и предмет деятельности.

Самоуправление создано в целях:

 2.1  Демократизации образовательного процесса в гимназии.

2.2 Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

2.3 Развития социально значимых проектов.

2.4 Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.

Основными задачами самоуправления являются:

  •  Координация деятельности членов ученического самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
  • Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников гимназии.
  • Осуществление взаимодействия с администрацией гимназии, педагогическим составом гимназии, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
  • Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
  • Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
  • Организация взаимодействия членов  ученического самоуправления и администрации гимназии в решении важных вопросов.

Деятельность самоуправления в гимназии строится на следующих основных принципах:

  • распределения полномочий;
  • равноправия;
  • выборности;
  • преемственности
  • открытости и гласности;
  • демократии;
  • целесообразности;
  • гуманности;
  • совета и согласия;
  • свободы и самодеятельности;
  • критики и самокритики;
  • отчётности.

 3. Порядок управления самоуправлением.

3.1 Высшим руководящим органом ученического самоуправления (Парламента) является Совет министров (выборный орган), который имеет право представлять и защищать права ученического самоуправления и всех обучающихся гимназии в администрации гимназии.

3.2 Парламент обладает следующими полномочиями:

3.2.1 Избирает из своего состава членов министерств.

3.2.2 Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.

3.2.3 Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству гимназии, вносить предложения в администрацию гимназии.

3.3 Порядок работы ученического самоуправления:

3.3.1 Руководит ученическим самоуправлением президент, который выбирается (раз в год) из числа депутатов парламента гимназии путём голосования.

3.3.2 Министры ученического самоуправления избираются членами  парламента из числа членов парламента.

3.4. Членами ученического самоуправления являются ученики гимназии, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.

3.5.    Утрата членства происходит в случае ликвидации ученического самоуправления гимназии.

Президент:

  • организует стратегическое планирование деятельности Совета Министров;
  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета Министров;
  • организует работу по согласованию деятельности Совета Министров с администрацией гимназии, методическими объединениями и другими органами, существующими в гимназии;
  • назначает министров;
  • осуществляет контроль исполнения решений Советов Министров;
  • протоколирует заседания Совета Министров.

Главный Министр экономики:

  • проводит заседания министров экономики, ответственных за дежурство; разъясняет ответственным за дежурство их обязанности;
  • разрабатывает и предлагает на обсуждение в Совете Министров систему контроля дежурства по гимназии и классам;
  • контролирует выполнение своих обязанностей дежурными по классам;
  • проверяет санитарное состояние классов не менее одного раза в месяц;
  • организует дежурство по гимназии во время массовых мероприятий
  • (гимназические праздники, семинары);
  • является членом всех комиссий, связанных с хозяйственными вопросами;
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

Главный Министр печати:

  • проводит совещания министров печати, разъясняет председателям редколлегий цели и задачи министерства, а также их обязанности;
  • разрабатывает и предлагает  Совету Министров для рассмотрения проекты, связанные с развитием гимназических средств массовой информации, а также план работы министерства;
  • отвечает за освещение в изданиях гимназии всех массовых мероприятий проводимых в гимназии;
  • отвечает за информационное обеспечение работы Совета Министров;
  • отвечает за своевременное изготовление печатных поздравлений - стенгазета « с Днём рождения»;
  • курирует информационную работу в классах;
  • организует взаимодействие со средствами информации других образовательных учреждений;
  • проводит совещание Министров печати;
  • является членом всех комиссий, связанных с художественной, печатной, информационной деятельностью гимназии;
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.      

Главный Министр спорта:

  • проводит совещания Министров спорта, ответственных за проведение спортивной работы, разъясняет им цели, задачи и обязанности;
  • осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами самоуправления гимназии;
  • разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров Спортивно-оздоровительную программу на год с указанием целей  и плана основных событий;
  • участвует в организации всех спортивно-оздоровительных мероприятий в школе;
  • является членом судейских коллегий;
  • организует в гимназии «дни здоровья», товарищеских встреч между учителями и учениками по различным видам спорта;
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;
  • участвует  в работе по внедрению целевой программы ;
  • участвует в проведении конкурса  « Самый здоровый класс гимназии»

Главный Министр культуры:

  • проводит совещания Министров культуры, ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
  • осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического  самоуправления;
  • разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу основных культурно - массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;
  • участвует в организации всех культурно-массовых и просветительских мероприятий в гимназии;
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

Главный министр образования:

  • проводит совещания Министров образования, ответственных за успеваемость; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
  • осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;
  • разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу
  • основных учебно-познавательных мероприятий на год, с указанием целей и задач;
  • участвует в организации и проведении образовательных мероприятий, учебных олимпиад.
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту;

Главный Министр внутренних дел:

  • проводит совещания Министров внутренних дел, ответственных за внутренний порядок в гимназии; разъясняет им цели, задачи и обязанности;
  • осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами ученического самоуправления;
  • разрабатывает и предлагает на рассмотрение Совета Министров программу
  • основных профилактических мероприятий на год, с указанием целей и задач
  • ежемесячно представляет отчёт о работе министерства президенту.

4. Обязанности членов ученического самоуправления

4.1 Член парламента гимназии обязан:

  • активно участвовать в жизни гимназии.
  • выполнять обязательства, возложенные Советом министров.
  • в случае троекратного отсутствия члена Парламента на заседании Парламента без уважительной причины, ему выносится выговор.

Срок полномочий  парламента гимназии – 12месяцев.

5. Порядок внесения изменений в Устав ученического самоуправления гимназии.

 5.1 Изменения и дополнения в Устав ученического самоуправления вносятся  парламентом гимназии при принятии их большинством голосов на заседании парламента, либо на общем заседании ученического самоуправления гимназии.

свернуть